Мы читаем в книге Деяний о раннехристианской Церкви: «Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян. 5, 12). «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 11—12). Сколько невероятных чудес совершилось через руки апостолов и всех святых за многие века существования Христовой Церкви! Значит, все заключается в том, чтобы у нас было как можно больше таких чистых и святых рук? А откуда они возьмутся? Что нас ждет среди нынешнего теплохладного христианства?
То, о чем говорит Писание, относится не только к великим святым. Истина в том, что когда наши руки — самых простых и даже самых грешных людей — сердцем сокрушенным и смиренным, и верою положены в руки Божии, совершаются многие чудесные дела. И происходят события — с результатами, которых мы никогда бы не могли достигнуть своими силами. Не только в нашей личной жизни, но, может быть, и в жизни других людей.
Сейчас многие говорят, и даже пишут о грозящей всему миру катастрофе. И, наверное, не без основания. Чего только стоит одна недавняя пандемия ковида, накрывшая почти всю землю, и наступающие за ней, по некоторым признакам, волны новых еще более смертоносных эпидемий! Или военная спецоперация России на территории Украины в противостоянии ищущим поглотить нас Западу и Америке. Вне всякого сомнения, жизнь становится все опаснее и труднее. Так понятны тревоги и страх, которые переживают сейчас люди. Даже среди верующих появляются смятение и боязнь будущего. Неужели мы уже дожили до времени «человека беззакония», и близок день Второго Пришествия Христова?
Церковь всегда устремлена ко Второму Пришествию Христову. Мы ничего не преувеличиваем, не сгущаем краски. У нас нет недуга алармизма, в котором любят обвинять нас неверующие и даже христиане лаодикийской эпохи, предпочитающие всему спокойную, стабильную, пусть и теплохладную жизнь. Многие западные христианские богословы и проповедники считают просто неприличным постоянно напоминать о «конце света». Но христианин — это тот, кто знает все наперед, кто предупрежден и не может апеллировать к неведению. Мы знаем путь истины, знаем воздаяние за праведность и за грех, знаем путь лжи, и насколько он гибелен. Христианин не имеет права ожидать легких путей. Христианство — это крест, это поклонение Христу всей жизнью и смертью своей. Те, кто Христовы, должны быть во всеоружии Божием, имеющим все средства ко спасению. Христос не просто пришел открыть истину, но дать силы жить по истине. Он дает нам благодать в молитве милосердием и заступничеством, чтобы мы избрали путь спасения. Жизнь христианина имеет твердое основание, которое положил Господь, а не нечто зыбкое и непонятное. На этом основании и надо строить. Вся жизнь наша должна быть в согласии с этим знанием, с этой верою, и возрастанием в познании Господа нашего Иисуса Христа.
«О, Пасха, избавление скорби», — поет Церковь, празднуя праздников праздник и торжество из торжеств. Почему же апостол говорит: «Мы хвалимся скорбями»? Я понимаю умом, что в этом нет противоречий. Но как принять среди нынешних скорбей, когда Церковь естественно молится об избавлении скорбей, эту великую тайну? Через многие скорби прошла Церковь, и особенно наша Русская Православная Церковь. И, кажется, человечество должно было чему-то научиться. Многие были уверены, что теперь наступили более спокойные времена. Но мы видим, что это совсем не так. Достаточно посмотреть, какой процент воцерковленных верующих в нашем народе. Сегодня Церковь много говорит о необходимости миссионерства. Но, наверное, немного найдется желающих пойти туда, где восхваляются скорби.
Понять самое главное и принять мы можем только по благодати. Через все Писание, через всю историю Церкви красной нитью проходят эти слова, которые обращены не только к первоверховному апостолу Павлу, но к каждому христианину: «Довлеет ти благодать Моя» — «довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12, 9). Самое главное, что мы должны понять в нашей христианской жизни, — это достаточность благодати. Эта благодать сильнее, чем все обстоятельства, все беды и потрясения, чем вражда мира и гонения, которые Церковь должна претерпеть. Эта благодать всегда делает христиан победителями. Она дает возможность торжествовать над врагом рода человеческого, врагом Божиим, который вдохновляет своих служителей против Христа и Его Церкви. В этих испытаниях христианин знает присутствие Божие. И ныне Церковь гонима и окружена нашествием мира, неоязычеством, хотя, кажется, и находится в относительном спокойствии. Причина гонений на Церковь всегда одна. Церковь — преграда для диавола.
Да, миссионерство необходимо. Но сегодня трудно кого-либо убедить даже самыми яркими словами. Мы призваны показать неверующим наше отношение к скорбям. Чтобы они, как говорит апостол, «без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3, 1—2). В наше время очень важен образ жизни, исполненный чистоты и благочестия. Скорби, и наше отношение к ним — зеркало христианской жизни, суть Нового Завета. В этом мире распада более чем когда-либо христианам нужно признавать, что они странники и пришельцы на земле. Скорби будут умножаться. Нужно знать, что Бог попускает эти скорби, чтобы мы, благодаря им, приобрели ценности, бесконечно более драгоценные, чем все, что есть в этом мире.
В Богородичные праздники священники часто говорят проповеди о том, что мы усыновлены Божией Матерью при Кресте Ее Божественного Сына. Мы слышим евангельские слова Спасителя, обращенные к Его Пречистой Матери об апостоле Иоанне Богослове: «Жено, се сын Твой». И к апостолу о Пресвятой Богородице: «Се, Мати твоя». Конечно, это непостижимая тайна, причастником которой сподобились быть особые, избранные Богом люди. Божия Матерь и исполненный исключительной благодати возлюбленный ученик Христов. Но как это усыновление может быть постигнуто и принято обычными грешными людьми, пусть и крещеными? Кстати, возникает и такой вопрос: можно ли Богородицу называть духовной Матерью неверующих и некрещеных людей?
О том, как раскрывается эта тайна, свидетельствует опыт Церкви в течение многих веков. И познается она только в Духе Святом. Материнство означает заботу о своем чаде. И у Божией Матери — это истинно по отношению ко всем людям. Она заступается за каждого из нас и получает для этого от Господа особенную благодать, в которой каждый из нас нуждается. Христос говорит, что Он — Добрый Пастырь, Который называет каждую из своих овец по имени. Нечто подобное происходит с Пресвятой Богородицей, духовной Матерью каждого человека в отдельности. Как все дети различны и единственны для матери, так и мы для Пресвятой Богородицы. Она знает нас, издалека различает каждого из нас среди всех других людей, зовет нас по имени с особенным участием к каждому. Ее Материнство относится ко всей нашей личности — к душе и телу. Но Ее Материнская забота о наших телесных нуждах также направлена в первую очередь на то, чтобы восстановить благодатную жизнь нашей души к святости, ко все более совершенному уподоблению Ее Сыну. Святые отцы говорят, что в этом Материнском служении Божия Матерь является соработницей Бога Святого Духа, дающего нам новую жизнь и хранящего ее.
Материнство Богородицы неодинаково по отношению ко всем людям. Оно раскрывается исключительным образом для сподобившихся небесного блаженства, для тех, кто уже не может утратить благодатную жизнь. Она — Мать Своим совершенным даром для христиан, пребывающих в благодати, потому что они приобщились в полноте новой жизни. Она — Мать для тех, кто удален от Бога смертными грехами, Она простирает над ними Свое милосердие, чтобы привести их к покаянию, к Своему Сыну. Вот почему Она — первая помощница в наших проповеднических трудах. Она — Мать тех, кто еще не крещен, потому что они тоже призваны ко спасению, ибо Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2, 4). Для заблудившихся в жизни у Пресвятой Богородицы всегда есть молитва, движение руки, принимающей их в покаянии, взор, приглашающий к доверию к Богу. Она всегда внимательна к тому, что происходит с нашим сердцем. Мы можем доверить Ей все наши печали, то, что нас более всего тяготит. Ее тайна в том, что Она делается любимой всеми любящими Господа. Она стала всем для всех, ученых и невежд, Своей бесконечной любовью. Она открывает всем Свое милосердие, чтобы мы приняли от полноты Ее — избавление плененным, исцеление больным, утешение страждущим, прощение грешникам. Среди трудностей, когда мы лишены того, в чем нуждаемся, среди искушений, вводящих нас на ложные пути, будем прибегать с доверием к Ее всесильному покрову. Матерь Божия, даруй нам увидеть Твое Материнское заступничество, яви нам Твою Материнскую любовь!
Если случится нам заболеть, особенно душой от грехов, будем неустанно просить Ту, Которая — здравие болящих, зная, что мы не будем отвергнуты. Никакое испытание, сколь бы ни было оно невыносимо, не должно приводить нас в уныние. У нас всегда есть любящая нас Мать, взирающая на нас с кротостью и состраданием, с готовностью облегчить наше греховное иго. И более чем это — сделать более кратким наш путь возвращения ко Господу. И когда скорби возрастают в нашей душе или в жизни, будем призывать Ее всем своим существом. Она не замедлит защитить нас. Когда мы воздыхаем от всего сердца: «Матерь Божия!» — Она слышит нас, Она видит, в какой мы опасности. Исполненная благодати Своего Сына, Она дарует нам убежище Своего небесного покрова. И мы обретем утешение и крепость для наших новых духовных сражений, в которых мы дерзаем не по имени только называться Ее чадами.