«У Креста Иисусова стояла Матерь Его»

Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна

Эта Пассия с чтением Евангелия от Иоанна — накануне праздника Феодоровской иконы Божией Матери. Мы знаем, что Феодоровская икона — от святого благоверного великого князя Александра Невского до первого царя династии Романовых Михаила, венчание на царство которого было перед этой иконой, и до последнего царя этой династии святого страстотерпца Николая II — связана с историческими судьбами нашего Отечества. И сегодня, среди наших новых небывалых испытаний, стоя у Креста Своего Божественного Сына, Она молится о нас, о нашей России.

«У Креста Иисусова стояла Матерь Его», — слышим мы в Евангелии от Иоанна. Христос входит в ночь. Ночь Его Крестных Страданий — явление Его Царства. Ночь Царства Христова — предание Им Своей славы в руки Отчии. Терновый венец, воздетый на Его главу, — венец поругания, но Осужденный — поистине Царь Иудейский. Царь, не имеющий ни вида, ни доброты, и Царство Его никогда не было на земле победоносным. Этот Царь, у Которого нет уже человеческого лица, взял на Себя тусклость и черноту наших лиц. В этот час Он восстанавливает в них сияние образа Божия. Он все на свете меняет ради нас, кроме того, что по-прежнему за всеми событиями будет присутствовать темный силуэт вдохновителя зла, всегда подталкивающего на него слабые души. Царь царей, Господь приносит все человечество Богу приношением любви. Простерши руки на Кресте, Он предает Своего возлюбленного ученика Своей Матери: «Жено, се сын Твой», «се, Матерь твоя». Пречистая Дева, непорочное отражение славы Господней, становится у подножия Креста Матерью нового человечества, радостью всех скорбящих, Царицей надежды.

«У Креста Иисусова стояла Матерь Его». А вокруг копошится и глумится свора, вся эта солдатня, движутся серые волны тыкающихся наощупь слепых, потерянных людей. Ночь Крестных Страданий Христовых — отказ человечества от Божией любви. Это ночь греха. Некоторые уверовали, но испугались. Некоторые увидели, но не захотели поверить. Некоторые искали, но отказались найти. Даже Пилат на суде загорелся на мгновение, но тотчас отпрянул от истины, обнажающей грех. Люди — в ночи своего греха, когда они предпочитают слепоту свету. Таинственный персонаж, облеченный в ночь, возвышаясь среди легионеров, зорко следит за реакциями Осужденного. Господь восклицает: «Жажду!» Он жаждет ответной любви людей, а люди отворачиваются. Божия Матерь, обращенная к Своему Сыну, становится у подножия Креста обетованием нашего возвращения, путем грешников, в том числе тех, кто отвернулся от Бога.

«У Креста Иисусова стояла Матерь Его». Мрак покрывает землю. Ночь Крестных Страданий Христовых — ночь мира сего, ночь кажущейся победы его князя. Князь мира сего, черный, как мрак его ненависти, стоит здесь, сбросив маску, уверенный в своей победе. Он сам, собственной рукой вонзит меч скорби в сердце Пречистой. «Все кончено!» — шепчет князь тьмы. Но Господь говорит: «Совершилось!» Все совершилось, все не кончено, напротив, все начинается! Уже мертвые исходят из своих гробов, уже завеса Храма раздирается с верхнего края до нижнего. Победа одержана, это победа Христа Распятого. Тот, кто был одет во мрак, после Животворящих Крестных Страданий испытывает самые большие, адские мучения. Тысячи лет назад он пал с небес в бездну, а теперь от дыхания, которое испустил на Кресте Господь, он пал бесконечно ниже.

Божия Матерь посреди мрака не боится ночи. Она знает того, кто пронзил Ее душу. Их противостояние, предусмотренное от начала, началось давно и теперь достигло предела. Она знает, что рана, нанесенная Ей, — только в пяту, в то время как князь тьмы хочет поразить Ей лицо и голову. Этот князь, захвативший власть на земле, доживает последние часы своего царства, и это ему хорошо известно. Он пытается нанести последний удар, но без всякой надежды. Надежда — это то, чего он однажды навеки лишился. Единственное, что он может, — сгустить мрак вовне. Божия Матерь становится у подножия Креста первым лучом, зарей избавления.

«У Креста Иисусова стояла Матерь Его». Ночь окружает Голгофу, но в ней — ожидание света. Царство Божие, избавление, победа — во взоре Матери всех скорбящих. Она приемлет на руки бездыханное тело Своего Сына. Но прежде ангела, встречающего жен-мироносиц у гроба, Она возвещает нам: «Вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь».

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X