Смысл существования Церкви

Слово на утрени в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

Евангелие воскресное 2-е (Мк, 70 зач., 16, 1—8)

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Мы слышим сегодня в Евангелии: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его». Все крещеные во Христа призваны к такому служению жен-мироносиц. Речь идет о милосердии, о том сострадании, которое засвидетельствовали эти женщины по отношению к положенному во гроб Господу.

Если у нас будет такое сострадание ко Христу, наше сердце откроется ко всем, с кем мы живем и к кому мы посланы. В этом смысл существования Церкви. Может быть, этот смысл лучше всего постигается в дни испытаний, например, таких, какие мы переживаем сегодня. Сострадание, которое жены-мироносицы явили первыми, — глубже, чем простое человеческое служение. Оно исходит из глубины сердца и может быть проявлено нами всякий раз, когда мы встречаем кого-то в беде или в горе.

Откуда у святых жен-мироносиц взялось это сострадание ко Господу? Они были побеждены Его любовью. У каждого из нас был такой момент в жизни. Что мы сделали из этого дара, из этого как будто неодолимого влечения к Возлюбленному Сыну Божию? Жены-мироносицы поняли уничижение Христа в час Его поругания и смерти, уничижение, принятое Его всепревосходящей любовью. Апостолы, призванные к проповеди, поняли это только после Воскресения. Жены-мироносицы поняли страдание Христово — не только то, которое они могли видеть во время Его Крестных Страстей, но Его постоянное страдание, которое всегда обращено к людям. Это страдание Господа — не быть любимым, оказаться отвергнутым теми, за кого Он отдает Свою жизнь. Здесь — сердце жен-мироносиц. Христа нет больше с ними, Его положили во гроб. Но они не могут согласиться с этим. Вспомним прекрасный образ христианской души — невесты Христовой — из Песни Песней: «Встану, и буду искать того, которого любит душа моя». Вот их как будто ни на чем не основанная инициатива. Жены-мироносицы не думают, как мы, о своей оставленности, они думают прежде всего о своем Возлюбленном Господе. В этом изумительная любовь жен-мироносиц. Носители благоухания не думают также, как это обычно бывает с нами, просить у Него что-либо. Да, мы можем с криком взывать к Нему, это законно, это необходимо! А жены-мироносицы ничего не просят, они все отдают — все свое благоухание, всю свою любовь. В памяти звучит псалом, который Господь, как мы слышим в Великую Пятницу, повторяет среди Своих Страданий: «И ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох». Жены-мироносицы первыми поняли это. И они нашли Господа. Их вера крепка. Господь во гробе, гроб запечатан. Однако они идут ко Христу.

Может быть, это происходит потому, что женщины имеют большее чувство жизни. Каждая из жен-мироносиц как бы говорит: «Я нашла самое драгоценное сокровище и не выпущу его из рук». Но самое главное заключается в том, что в этот час жены-мироносицы, сами не сознавая того, соединяются с волей любви Отчей. Любви Того, Кто дает жизнь Своему Сыну Единородному, распятому, умершему и погребенному. Они приобщаются этой животворящей, исполненной любви воле Отца Небесного. Это происходит с ними еще прежде Пятидесятницы. Будем и мы просить у Духа Святого, Которым Отец воскресил Христа, излить на нас благодать милосердия и сострадания. Сострадание имеет Божественное измерение. Мы не можем его по-настоящему постигнуть, пока Дух Святой, от Отца исходящий, идущий через Христа, не достигнет нас. Это сострадание идет от Главы Церкви к Его членам, к нашим братьям и сестрам. Это страдание, это сострадание Тела Христова — то, что мы посланы явить в мире. И мы понимаем сегодня, что этот дар был дан в первую очередь тем, кто своей несокрушимой верой, своей надеждой сверх всякой надежды, своей самой беззаветной любовью искали своего Господа. И им первым было доверено служение возвестить о Воскресении Христовом, а не апостолам, которым потребовалось столько времени, чтобы узнать воскресшего Господа. Это то, что нам дается возвестить миру, если мы на самом деле стремимся научиться милосердию и состраданию, которое есть тайна Церкви. Мы — Церковь, призванная возвестить одну благую весть: Христос воскресе! Это значит, что любовь Христова крепче смерти, всех смертей, сокрушающих нас.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X