Пасха — сражение за человека

Слово на всенощном бдении в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Христос воскресе!

Бог, исцеляющий нас от вечной слепоты, хочет, чтобы все происходящее на земле мы видели в свете Его Пасхи. Человек, не приобщившийся пасхальной радости, может недоумевать: почему Церковь столько говорит в пасхальные дни о благодати и так мало — об обыкновенной человеческой правде и справедливости? Или попрание их в свете Пасхи становится чем-то второстепенным? Неужели то, что происходит сегодня с нашим народом, можно забыть от радости, что Христос воскрес?

Что на это сказать? Наше приобщение силе Воскресения Христова вовсе не означает, что мы должны отстраниться от политических и общественных битв. Совсем не так, и совсем наоборот. О чем идет в нашей Церкви и в нашем Отечестве речь? Об одном и том же сражении. Каком сражении? Сражении за человека. Что угрожает сегодня человеку? Уже не просто уничтожение его веры, но самой его способности воспринимать глубины жизни — тайны веры. На наших глазах происходит оскотинизация и «цифровизация» человека, порабощение его с раннего детства самым низменным инстинктам. Насаждение примата денег обезумевшими от народных богатств теми, кого в 90-е годы прошлого века называли «новыми русскими». Переходящая все мыслимые границы социальная несправедливость с миллионами убиваемых прежде рождения и растлеваемых чуть ли не с рождения детей, которая, как говорит Писание, вопиет к небу. Превращение человека в предмет купли и продажи с полным презрением к его личности.

Мы говорим об этом в свете Пасхи, потому что есть один только критерий, позволяющий нам постоянно видеть, в чем заключается подлинный смысл человека. Воскресший Христос являет нам образ нашего истинного человеческого призвания. Он дает нам не только свет разумения всего происходящего, но также силу для нашего сражения за человека.

Мы не найдем в Евангелии рецептов по политической экономии. Но мы находим в нем требования абсолютно радикальные по отношению ко всякому личному и коллективному эгоизму. И мы не можем полагаться только на готовые решения, выработанные до нас, но мы должны стараться так жить, чтобы сегодня, в этот исторический момент, Дух Отца нашего, по слову Христа, наставил нас на всякую истину.

Вот о чем идет речь. Мы должны стать свидетелями Воскресения со всем, что это слово содержит. Свидетельство, как показывает нам недавняя история, может идти до свидетельства всей жизнью, до мученичества. Но для этого нужно, чтобы наш взор был постоянно устремлен к Тому, Кто есть Господин истории, и чтобы мы не угашали Его Духа.

Связь Воскресения Христова с нашими социально-политическими проблемами проходит, должна проходить, под подлинным евангельским знаком преодоления закона благодатью. Это не означает, что мир может безумно попирать закон стыда и совести, уповая на безмерную, все покрывающую Божественную благодать. Такой подход был бы только явлением древнего гностического беснования на современном этапе. Но мы должны остерегаться уныния, видя торжество зла в мире, которое никогда не бывает добрым советчиком. Христос воскрес из мертвых, Он все победил ради нашего спасения. Мы уже не под законом, но под благодатью. И сила воскресшего Христа — источник нашей неиссякаемой надежды. В мире небывалого разгула зла мы проходим наш путь без всяких иллюзий, но исполненные бесконечного доверия Господу. Смерть побеждается только этой надеждой. В нашей христианской жизни, где действует Дух Святой, нет ничего зрелищного для мира, как и в событии Воскресения. Но сила воскресшего Христа непобедима. «Сия есть победа, победившая мир — вера наша».

Мы должны воспринимать христианское сражение Церкви в этом мире так же, как нам открывается пасхальное сражение Христа со смертью — в Евангелии о Его Крестных Страданиях и Воскресении. Мы видим подробное описание Крестных Страданий Господа и непостижимо простое и краткое описание Воскресения. И точно также происходит с нами. В этом смысле святой Иоанн Златоуст говорит: «Крест действует в этом мире явно, а Воскресение — сокровенно». Но Воскресение изнутри освещает пасхальным светом то, что совершается на Кресте. И по дару Христа — в наших сегодняшних сражениях. В этом — тайна христианства, здесь наше участие в победе Христовой.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X