Восхождение к Богу

13 мая 2021 года — 20 лет со дня убиения иерея Игоря Розина

О мученичестве отец Игорь говорил: «Это особый крест, посылаемый Богом. Из тысяч, может, одному только и даст Господь этот венец».

Он был убит сатанистом, после того как совершил Божественную литургию и вернулся в храм, причастив больного. Убийца не оставил отцу Игорю шансов на жизнь, все три смертельных удара были нанесены профессионально: в печень, в сердце и сонную артерию. Кассеты в его сумке с проповедями о святых Царственных страстотерпцах и толкованиями Евангелия были залиты кровью. Он умер в храме, на руках своего сына, причастившись Святых Христовых Таин, даже не успев разоблачиться. Его последние слова были: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой».

Святое крещение Игорь Розин принял в 36 лет, в 42 года — священный сан, а в 44 — мученическую кончину. Священническое служение его в Церкви продолжалось менее двух лет. Но духовная зрелость, как известно, определяется не продолжительностью пути, а достижением меры возраста Христова. Как удивительно действует Промысл Божий в приведении его к вере! Дважды мастер спорта по альпинизму, Игорь ходит в горы и на соревнованиях знакомится со своей будущей женой Екатериной, которая была крещеной, но так же, как и Игорь, неверующей. Вступив в брак, супруги переезжают в поселок Терскол — горнолыжный курорт в Приэльбрусье. К вере они приходят через тяжелые непрекращающиеся болезни своих детей. Отчаявшись найти помощь у врачей, исстрадавшаяся мать решила последовать совету одной верующей женщины: «Води детей в храм, исповедуйтесь и причащайтесь». Каждое воскресенье она берет всех своих детей и едет с ними — зимой в горах — за 130 километров в ближайший православный храм. Дети перестали болеть.

С этого времени Екатерина всем сердцем принимает православие. Игорь же далеко не сразу становится верующим, проходя через глубокие размышления и сомнения. Одним из доводов, повлиявших на его решимость креститься, были слова его жены: «Мы умрем и будем с христианами, а где будешь ты? Неужели ты не хочешь быть вместе с нами?» Особенное впечатление произвело на Игоря одно видение во время тяжелой болезни его младшего сына, попавшего в реанимацию. Когда Игорь ночевал в машине возле больницы, ему приснилось, что бесы с воплями подняли машину вместе с ним на воздух. Игорь испугался и стал молиться. Тогда ему был показан огромный яркий Крест, при виде которого бесы поставили машину на землю и моментально исчезли. Позже, уже став священником, он говорил детям: «Вы привели меня к вере».

В книге «Восхождение к вершинам», посвященной памяти отца Игоря, приводится два свидетельства о чудесном действии Промысла Божия в его судьбе. За шестнадцать лет до крещения ему было видение, запечатлевшееся в его памяти на всю жизнь: он окружен беснующимися людьми, один из которых зарезает его ножом. А незадолго до рукоположения Господь показал ему, как дивно все содержит Он в руке Своей. Однажды, когда Игорь работал спасателем в горах, на большой высоте у него развязался страховочный узел. Он сорвался и пролетел в свободном падении 50 метров. К изумлению всех, считавших его погибшим, он отделался лишь незначительными травмами. Еще раз ему было дано убедиться, как близка смерть и как милостив Господь. «Я думаю, — говорит отец Вячеслав, духовник Игоря Розина,— что его Господь привел к Своему служению за милосердие, за чистое сердце, за незлобие, за то, что он мог в любую минуту придти на помощь каждому человеку, невзирая на вероисповедание, на национальность, причем спасал он всех, считая своими братьями и сестрами, которым необходимо было оказать телесную помощь. Он был одним из лучших спасателей в Эльбрусской поисково-спасательной службе. Много позже он говорил, что горы были для него неким символом духовного восхождения: чем выше он поднимался, тем ближе становился к небу».

Это духовное восхождение было для него каждодневным. Замечательны некоторые подробности жизни его семьи. Двери их дома были всегда гостеприимно открыты. Даже если они уезжали, то вывешивали на дверях записку с указанием, где можно найти ключ, чтобы войти в дом. «Нас никогда не обворовывали: брать было нечего. Все наше богатство составляли дети, иконы и книги», — рассказывает матушка Екатерина.

Господь уготовляет его к принятию мученичества через исключительные скорби и искушения. В день Усекновения святого Иоанна Предтечи от несчастного случая погибает любимый младший сын, прислуживавший ему в алтаре. Отец Игорь продолжает служить, он еще не знает, что Господь определил ему еще только полгода жизни, но с этого времени мысль о смерти постоянно сопровождает его. Если раньше проповеди отца Игоря были о том, как надо жить, как готовиться к исповеди, к принятию Христовых Таин, то теперь все чаще он говорит о смерти, о мученичестве.

По свидетельству матушки Екатерины и его близких, незадолго до смерти ему было попущено пережить состояние тяжелой богооставленности. Снова и снова с предельной строгостью он испытывал всю свою жизнь. Называл себя недостойным гордецом, дерзнувшим на высокое служение. Как никогда еще до этого, он нуждался в исповеди. И Господь услышал его молитву. Приехал его духовник, отец Вячеслав, который провел с батюшкой два дня. Это была последняя исповедь — до дна, за всю жизнь — перед переходом в вечность. А последняя литургия была началом этого перехода.

Причаститься Тела и Крови Христовых значит принять Бога. На небесах мы в полноте соединимся с Ним. Но это соединение дается уже здесь в таинстве самоотдающей любви, в желании увидеть Того, Кто уже пребывает с нами. Вот почему Евхаристия — в центре христианской жизни, она — ожидание небес, брак Агнца, закланного прежде создания мира, со Своею Церковью. В Евхаристическом приобщении наше единение со Христом на земле достигает предельной высоты, потому что возвещает о другом, более совершенном, но исполненном той же благодати. Это дается не только великим святым, но иногда и самым простым, искренне кающимся людям. Один мой знакомый, уже умерший, как-то поделился со мной на исповеди размышлениями о свете, в котором преобразилось лицо преподобного Серафима на русской зимней поляне. Он с изумлением говорил, что однажды и ему было дано ощутить этот свет после причастия — в течение нескольких дней как бы солнце было у него в груди. Да, Евхаристия — пламень. Она согревает, освещает, питает, преображает. В Евхаристии Бог спасает, и показывает, что Он спасает. Совершая литургию, отец Игорь нередко плакал. Это были слезы любви, слезы смирения перед Крестной волей Божией, согласные с таинством Евхаристии. Невозможно по-настоящему совершать литургию, не умирая и не воскресая со Христом. Принимая смерть, он как бы продолжал служение литургии.

Обратим внимание и на то, как вся его жизнь в Церкви была отмечена помощью посланных ему Богом святых. 1 августа 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского состоялась его диаконская хиротония, а через три дня, на равноапостольную Марию Магдалину, — иерейская. Мученическую кончину он принял в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, которого особенно почитал. При любой возможности вся его семья ездила к мощам святителя. Из всех книг отец Игорь более всего ценил именно его наставления. Для него это было воистину опытное, связанное с молитвой, богословие. Как хорошо сказал святитель Игнатий: богословие — служанка молитвы. Ум должен возвыситься до богослужения, рассуждение — до хвалы Господа. Богословие, которое не достигает богослужения, не служит славе Божией, оно ее, напротив, заслоняет.

На вопрос, какова цель христианской жизни, отец Игорь мог бы ответить почти буквально словами преподобного Серафима, учившего о стяжании Святого Духа: «Встретить Христа лицом к лицу на небесах». Здесь же, на земле, Христос дается лично и сокровенно в Евхаристии.

Святая равноапостольная Мария Магдалина не могла не занимать особого места в жизни отца Игоря также и потому, что после Божией Матери она была первым человеком на земле, сподобившимся встречи с Воскресшим Христом. И его мученическая кончина была в пасхальные дни, в воскресение, когда за литургией читается Евангелие о встрече самарянки со Христом. Что было дано пережить отцу Игорю за этой литургией за несколько часов до смерти? О чем была его проповедь прихожанам после причащения Святых Христовых Таин? Солнце в полуденном зените, и Христос говорит человеку у края колодца: «Дай Мне пить», как Он скажет на Кресте: «Жажду». Человеческая жажда Христа — притча, выражающая Божественное желание, которое должно разбудить в нас духовную жажду, жажду Божественного. Христос пришел сюда как утрудившийся после долгой и трудной дороги путник. Мы шли к Нему всю жизнь, но на самом деле это Он шел к нам. И теперь как нищий, в конце нашего пути Он просит о милости. Бог как нищий стоит и просит любви. В этом суть Евангелия — Бог просит нашей любви. Но какая сила сокрыта в этом Его прошении, в этой Его немощи! Какая сила в Его Кресте! На человеческую жажду Христа, приобщившегося всем нашим болезням, отзывается своей жаждой человеческая душа. И Христос может предложить ей теперь в свою очередь воду живую, животворящую, воду, которая дает жизнь. Любовь — это чудесный обмен, взаимная отдача. Только так мы можем вступить в истинное общение с Богом и друг с другом. Подлинное обращение всегда происходит после прикосновения благодати, после узнавания чуда жизни с Богом. Любовь, правда и истина — одна тайна жизни. Уберите что-нибудь одно, и не будет ничего. Но всегда следует начинать покаянием, которое возможно только перед лицом совершенной любви. Правда и истина есть следствие любви. Отец Игорь сподобился редкого дара самой глубокой, какая только могла быть у него, исповеди перед смертью и причастия Святых Христовых Таин. Как показано в Евангелии о самарянке: только после трудного, но необходимого исповедания грехов, после духовного освобождения обретается подлинная вера и спасение.

Вот что дано было отцу Игорю понять о встрече с Христом Богом. Ни о какой любви не может быть и речи без правды и истины. Встретить Христа значит узнать, что то, что Он говорит обо мне, не вынося приговора, — правда. Обнаружить, что вследствие этого то, что Он говорит о Себе, должно быть также справедливо и истинно. И я уже начинаю узнавать это. Он знает, кто я. Он любит меня таким, каков я есть, ненавидя мой грех, который мешает мне принять то, что Он хочет мне дать. И потому я могу увидеть себя таким, каков я есть. И потому я могу Его видеть и веровать в Него до готовности отдать за Него жизнь.

Может быть, встреча со Христом у отца Игоря началась во время чтения Писания или поучений о покаянии святителя Игнатия, когда внезапно пронзила его правда Господня слова: как это справедливо, это обо мне! А может быть, во время богослужения или личной молитвы, или проповеди духовника, когда становилось ясно: Господь сказал мне все, что я сделал. Или во время глубокой безнадежной скорби, когда открывалось, что правда, истина и любовь — как небесный огонь, который подбирается к нам все ближе и ближе. Только приняв этот огонь, можем мы передать его другим. Без него невозможно священство, тем более мученичество.

Пока существует мир, будет звучать это потрясающее свидетельство: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Нет большей радости, чем услышать такие слова. И этой радости Церковь каждому из нас желает — во-первых, встретить однажды такого человека, который скажет вам с такою же силой о Христе: «Пойдите, посмотрите, не Он ли Тот, Кто вам нужен больше всего?», и во-вторых, — каждому из нас стать таким человеком. Молодой Андрей Васильев, который был пономарем у отца Игоря, через двадцать дней после убиения батюшки принял монашеский постриг с именем Игорь — в честь благоверного князя Черниговского и в память убиенного батюшки-мученика. И до сих пор продолжает служение в этом храме. Дети отца Игоря, помня его желание, выбрали церковный путь. Илья пошел по стопам отца, поступил в Ставропольскую духовную семинарию; Евгения закончила иконописную школу; Саша продолжала оставаться регентом в храме. Матушка по-прежнему все свободное время посвящает храму. Известно, что отец Игорь не оставлял без внимания и миссионерскую деятельность, — многие балкарцы в Тырныаузе стали христианами. Бывало, в его храм заходили и мусульмане, некоторые даже тайно принимали Крещение. Тайно — потому что человеку, «изменившему» вере Аллаха, грозит изгнание из общества и даже смерть. Рассказывают, что один мусульманин принял крещение за пятнадцать минут до своей смерти.

Таков путь к нам Господа, изнемогающего от жажды и усталости, смеющего начать говорить с нами и просить у каждого из нас: «Дай Мне пить». Надо, чтобы Его любовью, правдой и истиной, Его благодатью дано было узнать каждому из нас, что этот евангельский рассказ, — и о нем, и он любим Господом, и от него Он ждет, жаждет ответа любви.

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X