Дорогой отец Александр! Известно, что протестанты и протестантствующие не воздают должной чести Божией Матери, говоря, что Священное Писание не дает никаких оснований для ее исключительного прославления. Что Вы можете сказать по этому поводу? Для нас, православных, достаточно одного факта, что наша Церковь исключительно торжественно празднует рождество Пресвятой Богородицы.
С.И. Калашников, г. Самара
Да, многие, особенно протестанты, любят указывать на молчание Писания о Божией Матери. Но это не так. Священное Писание с первой страницы до последней говорит о Ней. Пречистая Дева Пресвятая Богородица присутствует абсолютно во всем Писании. Это очевидно. Она описана в мельчайших подробностях. Ее прообраз — в святых женах Ветхого Завета, таких как Эсфирь, Юдифь и других, подобных им, которые являлись всякий раз, когда надо было спасти богоизбранный народ от смертельной опасности, от тех, кто был воплощением зла.
После зачатия Ее праведной Анной, имя которой означает «благодать», Она пребывает в таком молчании в материнском чреве, где уже прежде рождения Она приобщается Богу. Младенец Иоанн Креститель во чреве праведной Елисаветы трепещет от радости, приветствуя Своего Господа. Разве не большими дарами Духа Святого была облагодатствована с самого Своего зачатия Пресвятая Дева?
Святой Иоанн Златоуст говорит, что в духовной жизни есть период зачатия и чревоношения. И наше возрастание связано с участием в нашей жизни Божией Матери. Почитать Божию Матерь — значит приобщаться по мере наших сил Ее святости, тайне Ее молчания. Мы видим, что Она всегда немногословна, как на браке в Кане Галилейской. Она не произносит речей, Она говорит немного слов, и что замечательно — всякий раз, как в Кане Галилейской, Она цитирует Писание. «Что скажет Он вам, то сделайте», — говорит Она о Своем Божественном Сыне. И это созвучно словам из книги Бытия: «Пойдите к Иосифу и сделайте, что он вам скажет» (Быт. 41, 55).
Мы помним заповедь преподобного Серафима Саровского, что мы должны стремиться к тому, чтобы ум наш плавал в Писании. Святые отцы говорят, что в Ее песне: «Величит душа Моя Господа» — восемнадцать цитат из Писания, и некоторые внимательные исследователи находят даже больше. Иначе говоря, Превечное Слово приходит через Нее и обитает сейчас в Ней, исполненной благодати долгим уготовлением молчания. Она стоит в молчании, и неслучайно мы слышим в Евангелии: «У Креста стояла Матерь Его» (Ин. 19, 25). Пречистая Дева не произносит ни слова у подножия Креста. Потому что единственное слово, которое Матерь Слова может произнести, — это Само Превечное Слово. Пречистая Дева — совершенная любовь. Она так обращена к Богу, что не может ничего сказать от Себя. Она может произнести только Слово, Которое воплощается в Ней, Слово, Которое в Ее чреве, Слово, Которым исполнены Ее уста. И уже не Она говорит, но Слово с Духом Святым. В Духе Святом с Ней происходит то же, что с Самим Господом, когда Он цитирует Писания. «Не горело ли сердце наше, когда Он объяснял нам Писания?» — скажут путники Эммаусской дороги (Лк. 24, 32).
Господь цитирует Писание, раскрывая его бесконечную драгоценность. В одном стихе Песни Богородицы, которая звучит в храмах почти на каждой утрени, мы можем слышать различные отрывки Писания, соединенные вместе как грани алмаза, испускающие свет, и всякий раз сияющие небесной радугой неописуемого цвета. Для этого нужна такая чистота молчания, такая чистота созерцания, когда все человеческое естество обращено всецело к Богу Слову.
Конца и края не видно нашей войне с коллективным Западом и Америкой. Но если даже мы победим в этой войне — можем ли мы ожидать, что наступит духовное возрождение и материальное процветание в нашей стране?
В.А. Перова, г. Екатеринбург
В Евангелии дается ответ, как достичь земного благополучия, как придти к процветанию. «Отплыви на глубину, — говорит Петру Христос, — и закиньте сети свои для лова». Всю ночь последних десятилетий мы трудились, и ничего не поймали. Только когда мы закинем сети наших трудов так, как Христос говорит, будет успех. Однако есть для материалистов нечто вызывающее раздражение в этом ответе. Если эти люди оставили навсегда свои лодки и сети, для чего чудо грандиозного лова рыб? Есть что-то с точки зрения мира нелепое в том, что они после величайшего земного успеха, даже не воспользовавшись им, оставляют все. Но для нас в этом раскрывается глубокий смысл. Именно такой улов, какой у них был в этот день, мог показать всем, как мало удовлетворения в полной материальной удаче. Никакими горами хлеба не засыпать голод человеческих душ, никакими молочными реками не утолить жажды наших сердец.
Земной успех маскирует поражение, которое имеет человек, пока не откроется ему истинное его призвание — следование за Христом. Как сказал мне незадолго до смерти один писатель, вынесший 25 лет сталинских лагерей: «Самое ужасное было бы, если бы после всего, что мы пережили, без всякого покаяния наступило благополучие, и всем стало хорошо».
И процветание некоторых западных стран, которое было до недавнего времени — среди нарастающего в них беззакония и растления — выглядело зловещим. «Хуже всего, — говорят святые отцы, — это когда видишь кого бесстыдно грешащим и преуспевающим — верный признак, что оставил его Господь». И потому, глядя на нынешние бедствия России, мы еще не теряем надежды.
Вот какую картину жизни дает нам Евангелие о чудесной ловле рыб. Все труды без Божия благословения, хоть разбейся, напрасны, но когда поступают по слову Господню, прорывается сеть от множества рыб, и наполненные лодки начинают тонуть, как будто открылся источник, который может заполнить всю землю, — сколько угодно, чего угодно. Но все, вся жизнь, теряет смысл, и вкус, и цвет.
Вернее, внезапно обретается и то, и другое, и третье. Разве не сказал Господь: «Отплыви на глубину»? Что значит эта глубина? Глубина — это слово Божие. Услышать то, что Христос говорил народу с лодки, узнать силу слова Божия, которым мир сотворен, ощутить правду и сладость этого слова, которое больше, чем мир и все, что в мире. Но это Слово, как говорит апостол Иоанн Богослов, должно быть в нас. Глубина — это любовь. Это Крест, которым, как удицей, будут уловлять души людей.
«Отойди от меня, Господи, — говорит Петр, потому что я человек грешный». Великая разница между Петром, который трижды отречется от Христа, и Петром, который в день Пятидесятницы словом крестным обратит тысячи людей ко Христу. Господь предлагает нам задуматься не только о секрете нашего материального успеха, но и о тайне успеха проповеди Церкви.
Там, где сети пустые, где нет ничего, где как будто никто не хочет придти ко Христу, мы должны смотреть на море жизни глазами Христа и Его любовью. Что пережили святой Патриарх Тихон и архипастыри наши, новомученики и исповедники Российские, когда началось массовое отступничество от веры? Что переживает Церковь сегодня?
Какие возможности были, когда открылись в стране перемены, когда распахнулись двери храмов и, казалось, вот-вот войдут в Церковь миллионы вчерашних атеистов! Кто вспугнул их, как рыб, так что все повернули и мимо проплыли? Кто поманил их обильной прикормкой? И вот, сколь многих в грязных, отравленных водах несет по течению, потому что против течения могут плыть только живые! Мы потерпели поражение и здесь, и там. У большинства из нас опускаются руки, некоторые готовы отказаться от всех усилий. Самые благоприятные обстоятельства для ловли мы упустили, все теперь против нас.
Но по-прежнему в самой гуще зла — Крест Христов, от которого, чем больше неистовствует зло в мире, тем больше исходит благодать. И апостол Петр говорит: «Какие бы ни были неблагоприятные обстоятельства, мы попытаемся снова». Слишком часто мы ничего не делаем, ожидая, когда наступят благоприятные дни, в то время как они могут никогда не наступить!
Если ты хочешь, чтобы совершилось чудо — чтобы обратились ко Господу твой брат, или мать, или друг, или враг, — ты должен всю жизнь свою направить в послушание Христу по слову Его, которое зовет нас попытаться сделать невозможное.
Разве напрасно, как Петру на озере Тивериадском, напоминая о новом чудесном лове рыб — обо всем земном и небесном, — явился всей Церкви воскресший Христос, и послал нас побеждать злом охваченный, бушующий мир!
Среди многих выдающихся учеников Христовых в Евангелии выделяется Никодим, который «пришел ко Христу ночью». Как Вы думаете, почему он пришел ночью? И что значит «родиться от воды и Духа» — речь идет только о таинстве крещения?
О. Стрекалов, г. Волгоград
Эта ночная встреча Господа с Никодимом погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине — мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим — те, кто ищет Христа среди ночи.
Но то, что Никодим приходит ночью, имеет еще и другое значение. Он ночью пришел, ему недостаточно было слушать Христа среди толп народа. Он нуждался в том, чтобы встретиться с Господом наедине. Для него лучше было лишить себя ночного отдыха, нежели не услышать сокровенного слова Христа. Когда другие спали, он обретал спасительное знание. А может быть, он поступил так из-за страха и малодушия. Он боялся или стыдился, что его увидят со Христом, и потому пришел ночью. Но хотя он пришел ночью, Христос принял его с любовью, давая образ своим служителям поддерживать добрые начинания, как бы ни были они слабы. Хотя теперь он пришел ночью, придет время, когда он открыто исповедует Христа. Благодать может быть сначала только горчичным зерном, а потом вырастает в большое дерево.
«Мы знаем, — говорит Никодим, — очевидно, от лица многих, — что Ты Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Как отличен его взгляд от многих его соплеменников, в особенности облеченных духовной властью, — тех, кто, видя дела Христовы, воспламенялись завистью и ненавистью ко Господу! И нам надо научиться у него видеть в чудесах самую суть.
Главное в беседе Христа с Никодимом — необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым, надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение — начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для божественной и небесной жизни.
Кто не родится свыше — не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более — для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.
Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду Таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте — Духом Святым — узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно — где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит».