Давно ли был Великий пост, и как быстро прошло время Святой Пасхи! Но эти дни никогда не могут удаляться от нас, потому что они — в центре жизни нашей Церкви. И в течение всего года каждый раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, звучит эта молитва: «Яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Такой молитвой молится Церковь в течение веков и до скончания века. И это не просто слова, потому что, чем ближе христианин к Богу, к свету Христову, тем больше он видит свою тьму и тем глубже его покаяние, тем больше ему открывается милосердие Божие. Прежде чем причащаться Святых Христовых Таин, каждый из нас должен увидеть себя разбойником — но разбойником благоразумным. И это непросто. Все мы разбойники, но сколь многие из нас разбойники неблагоразумные! Евангелие ничего не говорит о том, что стало с разбойником, который был распят ошуюю Христа. Мы знаем только, что ему дано было умереть рядом со Христом. Говорит ли что-нибудь Церковь о его конечной участи?
З.А. Букина, г. Владимир
Христос на Кресте. В Евангелии от Луки мы видим Его распятым среди других осужденных. Мы знаем их как разбойника благоразумного и как просто разбойника, то есть неблагоразумного, безумного. Тот последний, которого мы так называем, и который будет носить это звание до скончания мира, говорит Господу: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк. 23, 29). Он ничего более не добавляет, этот несчастный. Другой, которого мы называем благоразумным, унимает его. «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И он добавляет молитву: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Впрочем, согласно другим Евангелиям, оба разбойника были вначале неблагоразумными, но постепенно один из них начал что-то существенное прозревать.
Не чувствуем ли мы себя иногда ближе к неблагоразумному разбойнику, чем к благоразумному? Разве он не заслуживает нашего сострадания? Как и другие, распятые рядом с ним, он был арестован, судим, более или менее согласно закону, и осужден на смерть. Он должен умереть жестокой смертью, пригвожденный к этому кресту под палящим солнцем Иерусалима. Рядом с ним этот Иисус, известный Своими чудесами. Говорят, что Он останавливал бурю, исцелял безнадежно больных, умножал хлебы. Говорят даже, что Он воскрешал мертвых! Во всяком случае, Он осужден за то, что претендовал быть Сыном Божиим. И вот Он здесь, и также должен умереть. Мог ли этот разбойник поступить по-другому? Так естественно для него было, собравшись с последними силами, крикнуть: «Если Ты Христос, если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас!» Послушайте его молитву: «Одно из двух. Или Ты не Сын Божий, и Ты обманывал нас, тогда Ты вполне заслуживаешь Свою смерть. Или Ты Сын Божий. Тогда чего Ты ждешь? Неужели Ты оставишь нас вот так? Ты можешь сколько угодно говорить, что любишь нас, но если Ты дашь нам околеть на этих крестах, что значат все Твои слова?»
Как понятен нам ужас, гнев и бунт этого человека! Не потому ли, что мы на него похожи? Несомненно, он напоминает многих и многих из нас, страдающих и кричащих от боли. Его вопль — вопль всех раздавленных страданиями, болью и отчаянием, кто взывает: «Ну что я такого сделал, Господи?» Конечно же, мы похожи на этого человека, потому что мы тоже требуем, чтобы Бог вмешался и навел порядок там, где люди, то есть каждый из нас, устроили беспорядок. Мы хотим, чтобы Бог установил прочный мир там, где люди разожгли войну, чтобы Он утвердил справедливость там, где мы были безучастными перед несправедливостью, чтобы Он заставил всех быть щедрыми с другими, в то время как мы сами оказывались безобразно скупы, чтобы Он насадил любовь там, где мы сеяли ненависть, и радость там, где от нас исходили только уныние и грусть. Мы без конца требуем у Бога, чтобы Он исправил мир, в котором мы живем, разрушая его. Иисус Христос, Сын Божий, знает в Своей великой мудрости, что ни мир, ни справедливость, ни милость, ни любовь нельзя навязать. Он пришел, чтобы жизнью Своею явить среди нас Царство Божие и призвать нас жить в этом Царстве с Ним.
«Итак, Ты Царь?» — спрашивает Пилат Христа. «Царство Мое не от мира сего», — отвечает Господь. Царство Христово не имеет ни границ, ни правительства, ни армии, ни полиции — иначе служители Его подвизались бы за Него (Ин. 18, 36). Это не означает, что Он — вне мира. «Царствие Божие внутрь вас есть», — говорит Господь. Поистине Он Царь, но Его Царство не навязывается человеку извне, оно — плод глубокого изменения сердца каждого человека. Сын Божий Иисус Христос видит, как медленно ветхое человечество идет, очень медленно, к этому Царству, к этому новому Граду, к этому Новому Человечеству, в котором Он — Перворожденный, и потребуются века и века, чтобы ветхое стало новым. Хотя там, где есть подлинное покаяние, Он может в одно мгновение все обновить Духом Святым.
Когда после своего долгого странствия человечество будет готово следовать единственно спасительным для него путем и принять единственную истину, которая есть любовь, тогда Христос придет во Втором и славном Своем Пришествии, чтобы всем предложить это совершенное вечное Царство. Однако мы помним другие слова в Евангелии о почти всеобщем отступничестве и утрате людьми своего человеческого призвания и достоинства: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Мы знаем, что Христос принял Крестные страдания и воскрес из мертвых, чтобы спасти всех. «Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол. 1, 18—19). Да благословит всех нас Бог, любовь Которого всесильна, да сохранит от всякого ожесточения и слепоты, да соделает благодатью покаяния из разбойников неблагоразумных разбойниками благоразумными и да приведет в вечное Царство Отца и Сына и Святого Духа.
Какие страдания в мире, как беснуется сегодня зло! Через какие невообразимые гонения прошла Церковь с самого начала своего основания! Сколько людей в годы безбожия отпало от веры, и сколько отпадает теперь! А задумаешься о себе — в моей жизни все ничуть не лучше. Оглянешься назад — одни грехи и скорби. Что впереди? Судя по тому, что происходит сегодня, внезапная кончина мира кажется вполне реальной. Как тут избежать уныния и сомнения в вере? В минуты горестных размышлений о своей жизни я всегда говорю себе: «Ты же не святой, ты грешник в самом прямом и беспощадном смысле». Но Церковь обещает всем приходящим к ней утешение и спасение. Я читаю разные книги о разных религиях, захожу иногда в храм по большим праздникам. Но, наверное, этого недостаточно?
В. Зубов, г. Ярославль
Из Вашего вопроса видно, что Вы только иногда заходите в храм — может быть, пытаетесь молиться, но не исповедуетесь и не причащаетесь. Без подлинного покаяния, без таинств невозможно начать жить по правде Христовой. Надо стараться исполнять все, что заповедует Церковь. Невозможно получить помощь от самого лучшего врача, не следуя его советам. Только так можно сподобиться подлинного просвещения своего ума и сердца.
Запомним одно: сила веры зависит от жизни по вере. Откройте Евангелие от Иоанна, где Христос на Тайной Вечери, накануне Своих Крестных страданий, перед лицом неминуемых страшных испытаний, которые ожидают Церковь, говорит Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Господь не говорит: «Да не печалится сердце ваше» среди многих скорбей. Но — «не давайте место неверию», сердце — главная крепость. Пусть будет отнято все, но всяческим хранением храните ваши сердца. «По тому узнают, что вы Мои ученики». Наступает время, когда мы должны веровать в то, что невозможно доказать, и принимать то, что выше человеческого разумения. Чтобы устоять среди небывалых еще бурь, надо иметь веру. Кто истинно верит в Бога, верит в Иисуса Христа. И только вера в Бога, явившегося плотию, спасает нас среди торжества зла в этом мире. Радость веры — исцеление от отчаяния, которым, кажется, скоро будут охвачены все.
Но где взять эту радость? У Бога, прежде создания мира уготовавшему всем верным эту радость, это блаженство, это Царство, которому не будет конца. «В доме Отца Моего, — говорит Христос, — обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам». Это дом Отца, и Его Отец — по дару Его, наш Отец. Здесь мы в гостях, а на небе мы будем дома, в родном Отчем доме. Много обителей в нем, и каждый получит единственную свою, и самая прекрасная будет у того, кто больше возлюбил Бога. Много обителей в доме Отца, и это значит, что на небе хватит места для всех. Потому что сердце Божие — пространнее небес. Как уверяет нас Господь в истинности Своего обещания! «А если бы не так, Я сказал бы вам». Он заранее сказал о гонениях, о ненависти, о скорбях, которые предстоят верующим в Него. О кресте, который они должны понести. Но и о славе Креста. Он — не тот, кто пытается привлечь обещанием легкого пути. Он хочет сообщить нам Божественное величие. «Я иду приготовить место вам», — говорит Господь. Надо было, чтобы Он шел впереди всех. Небо не было бы приготовлено для нас, если бы не было в нем Христа.
«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Он говорит о Своем Втором Пришествии. Конец мира — это Второе Пришествие Христа во славе. Он придет, чтобы собрать всех у Себя. Где Христос, там те, кто Христовы. Они будут вечно — не зрителями только, но причастниками Его славы. И Господь являет Себя Своим ученикам как путь к этой славе. «Вы знаете этот путь, и куда Я иду, — говорит Он им, — Я говорил вам о нем, вы не можете этого не знать». Сколько раз говорил им Господь, куда Он идет, а они никак не могут понять. «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» — вопрошает за всех Фома. Никто не должен стыдиться сомнений, потому что поистине, кто ищет, тот найдет. «Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Господь, — никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос — путь. В Нем — встреча Бога и человека. Кто следует за Ним, никогда не заблудится. Он — истина, в которой нет ни заблуждения, ни лжи. Кто ищет истину, тот найдет ее во Христе. Он — жизнь, ибо мы живы только Богом, и только в Нем, и только через Иисуса Христа. Христос — путь, истина и жизнь. Он — Альфа и Омега, начало и конец. И середина. Он — истинный и живой путь. Все другие пути могут только казаться истинными, но конец их — смерть.