7 февраля — празднование иконы Божией Матери «Утоли моя печали», память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого и святителя Григория Богослова
Как удивительно праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» совпадает с памятью священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого и святителя Григория Богослова!
Икона «Утоли моя печали» прославилась в XVII веке после исцеления одной женщины, которая долго и безнадежно болела. Она не могла уже вставать, все тело ее было в болячках, ноги совершенно не слушались, и она была близка к смерти. Но в молитве ей явилась Божия Матерь и сказала: «Тебя должны привезти в Москву, в Замоскворечье. Там, на Пупышеве, в храме Святого Николая, есть Мой образ с надписью: «Утоли моя печали», молись пред ним и получишь исцеление». Женщину привезли в Москву, нашли этот храм. Она осмотрела все иконы, к которым ее подвозили на коляске, но той иконы нигде не было. Наконец принесли икону, которая хранилась в забвении где-то на колокольне, и когда эта женщина увидела ее, то закричала: «Она! Она!» Радостно узнавая образ, больная вскочила на ноги и с тех пор могла ходить, хвалить и славить Господа, даровавшего ей исцеление от тяжелой болезни.
Через икону Божией Матери «Утоли моя печали» было явлено множество чудес. Страждущие получали от нее утешение, исцеление и помощь, в том числе — в бедствиях, которые касались всего народа. Печаль, которая поразила безнадежно больную женщину, обратилась ей на радость, так же как обратилась на радость всему человечеству печаль Божией Матери, когда у Креста Спасителя оружие прошло Ее душу. Сегодня мы просим Божию Матерь утолить наши печали, которых с избытком хватает у всех на каждый день. И самую главную печаль — что нет у нас подлинного покаяния.
Часто жизнь разрывает нас между двумя полюсами: восторгом и страданием, славой и крестом. Наш дух бывает восхищен среди пасхального ликования в заполненном небесным пением храме, где веками возносится хвала величию Божию. И затем, почти в то же самое время, наше сердце внезапно пронзает печаль. Перед этим миром, где страдание для многих кажется бессмыслицей, перед нищетой и унижением целого народа, перед смертью, перед глумлением над человеческой личностью среди торжества греха, перед детьми, убиваемыми во чреве матери или выброшенными на улицу, или растлеваемыми, перед умирающими в страшных муках на войне. И мы не знаем, что нам делать с этим океаном человеческого горя, когда стоим перед ним в нашей внутренней потерянности.
Почти каждый проходит через эти переживания восторга и печали. Но наше призвание — войти в эту тайну, узнать, что одно ведет к другому, что страдание и сострадание встречаются. Попытка избегнуть страданий никогда не может дать радости. Спрятаться от печалей, сделать вид, что их не существует, закрыть их в памяти бесконечными картинками телевидения или воображением идеального мира, в котором им нет места, — будет самообманом. Потому не таись перед лицом страданий, говорят нам святые отцы, но найди в себе мужество войти в них, чтобы встретить там таинственное присутствие Христа воскресшего и Божией Матери.
Наш Господь сокрыт, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст, в таинстве брата — нашего ближнего, пребывающего в страдании. И там же Божия Матерь «Утоли моя печали», Которая всегда спешит туда, где беда, вместе со Своим Божественным Сыном.
И не отворачивайся от собственных печалей, от твоей тоски, от твоего надлома, от твоего одиночества и твоей пустоты, не делай вид, что ты очень сильный. Входи в себя каждый день с молитвой, пока не найдешь в своей сокровенной глубине присутствие света во тьме. Это Господь, Который предстательством Божией Матери в Духе Святом ищет твоего спасения. Если ты сподобишься узнать эту благодать, ты исполнишься решимости идти путем святых, приносящих себя вместе с Господом за жизнь мира.
Этот путь не всегда легок. Будут искушения малодушия и гнева, будут позорные отступления и сомнения. Но постепенно, если тебе будет постоянно сопутствовать Божия Матерь, ты начнешь замечать свет, который светит во тьме, и тебе дано будет узнать, что значит напиться воды, струящейся из безводной земли всех не знающих утоления в печалях.
В утверждение этой тайны непостижимым Своим Промыслом Господь посылает Церкви в этот день священномученика Владимира, митрополита Киевского, — первомученика среди новомучеников Российских и святителя Григория Богослова. Жизнь священномученика Владимира от юности была исполнена многих скорбей. В молодости он лишился супруги, а потом и единственного ребенка, и принял монашество. Господь судил ему поприще высокого пастырского служения. Единственный из всех архиереев Русской Православной Церкви, митрополит Владимир последовательно возглавлял главные кафедры: Московскую, Петербургскую, а затем Киевскую, где и принял мученическую кончину. В это время в России была очень сложная политическая обстановка: революция, хаос в общественной и нравственной жизни народа. Хаос, в том числе, и в церковной жизни, во многом напоминающий то, что происходит сегодня в Церкви на Украине.
Остановимся только на факте самой мученической кончины митрополита Владимира, когда против него выступили люди как будто из самой Церкви: некто архиепископ Алексий, который был в тесных связях с Распутиным. Он пошел на преступную, мятежную деятельность против Митрополита, возбуждая против него недовольство среди монашествующих. В этой напряженной борьбе, превосходящей всякие человеческие силы, проходила молитвенная жизнь Митрополита — его стояние за целостность и единство Русской Православной Церкви.
Вскоре в Киеве началась кровавая гражданская война. Киево-Печерская Лавра была обстреляна пушками и захвачена большевиками. Во время обстрела священномученик Владимир служил в великой лаврской церкви свою последнюю воскресную Божественную литургию. Он служил ее так, как будто знал, что ему предстоит. Он служил так, как будто совершал уже путь приобщения ко Христу в Его Крестных страданиях, в Его Воскресении — то, что каждый раз совершается за Божественной литургией.
Забытый и брошенный своею братиею, окруженный палачами и убийцами, ни в чем не повинный, кроткий и смиренный старец митрополит Владимир спокойно шел на казнь. Он шел по дороге в ограде Лавры, осеняя себя крестным знамением в преддверии смерти, и благоговейно напевал тропарь Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое…». Перед расстрелом, воздев руки к небу, Владыка молился вслух: «Господи, прости моя согрешения, вольныя и невольныя, и приими дух мой с миром». Потом благословил обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит!» Этой молитвой Спасителя за убивающих Его молились первомученик архидиакон Стефан, преподобномученица великая княгиня Елисавета, и будут молиться в новых огненных испытаниях многие святые.
Эту же тайну Креста Христова и Воскресения раскрывает и жизнь святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Согласно церковному уставу, в службе ему должны петься ирмосы «Христос раждается — славите!», потому что эти известные каждому христианину слова написаны им. Его же слова звучат и в стихире Пасхальной ночи: «Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха!»
Святитель Григорий, который действительно богослов, причастен к самым главным Христовым тайнам. Мы знаем, что только три человека во всей Церкви сподобились наименования Богослова. Каждый христианин призван быть богословом. Но только Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов носят это имя. То есть их слово о Боге причастно Богу-Слову. Благодаря всепревосходящему и спасительному для всех приобщению Ему Божией Матери. Им даровано было такое приобщение Божественной мудрости, такой дар обрести ум Христов, что Церковь Духом Святым увидела и отметила их именем «Богослов». За великие скорби, которыми была исполнена вся жизнь святителя Григория Богослова, Господь даровал ему свет видения жизни, даровал слово о Боге, о Церкви и о тайне жизни каждого христианина.
В том, что касается страшных испытаний, которым подвергалась тогда Церковь, о них святой Григорий Богослов говорил: «Темно-страшно. Настоящие пастыри изгнаны, корабль церковный плывет в полной темноте и не видно никаких путеводных огней». Как похоже это на то, что происходит сегодня на земле, где принял страдания священномученик Владимир! Услышим то, что говорит святитель Григорий Богослов о подвиге мученичества: «Прославляя память священномучеников, мы не просто участвуем в этом торжестве, мы участвуем в тайне мученичества, которое явили эти святые». Эти слова можно отнести и к священномученику Владимиру Киевскому, который был первым из всех новых мучеников Российских, пострадавших за Господа, и этим страданием открывшим путь к мученичеству всей Церкви.
Как могут верные православию христиане на Украине и мы, живущие в России, участвовать в тайне мученичества, о которой говорит святитель Григорий Богослов, сегодня, когда Церковь терзаема новыми страшными испытаниями и когда каждому из нас дается скорбь и печаль? Наше участие должно заключаться именно в том, чтобы мы были способны принимать по благодати Христовой эти трудные, темные обстоятельства так, как принимали их святые. Так, как священномученик Владимир шел на смерть, как на служение Божественной литургии. Так, как узнала чудесный образ «Утоли моя печали» женщина, потерявшая способность двигаться и воскликнувшая: «Это Она!» — узнавая присутствие Божией Матери среди всех своих болезней и скорбей. Так, как сам святой Григорий Богослов сподоблялся от Господа дара — среди своих собственных страданий и скорбей быть причастником Пасхи Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов