«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный»

Завершился еще один Великий пост в нашей жизни, и на утрени этих Страстных дней из открытых Царских врат уже льется незримый свет Креста Христова и Воскресения. Глубоко сознавая невозможность для нас войти в этот свет, мы поем: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь». Что сказать о людях, которые отказались придти на пир Царя, и о человеке, который вошел не в брачных одеждах? Мы знаем, что большинство отвернулось от Церкви. Царство Христово открывается в храмах Божиих неделя за неделей, и кому оно оказывается неинтересным, придумывает свои извинения.

Но Бог отвергает и тех, кто хочет войти в Царство, не исполняя волю Царя. Они извергаются во тьму кромешную, которая присутствует сегодня во всех делах и переживаниях отвернувшихся от Бога. Как будто ничего особенного не происходит, но человек оказывается предателем Бога. Как созвучно это: «Друг, почему ты здесь? Как вошел ты сюда не в брачных одеждах?» тому, что сказал Господь в Гефсиманском саду, когда обратился к Иуде: «Друг, для чего ты здесь?» Без Гефсимании и Голгофы нет пира пасхальной веры.

Господь говорит нам в Евангелии, что до времени всех принимает в Царство Божие. Плевелы заповедано не выдергивать, а сохранять. Пусть они растут вместе с пшеницей — а когда придет последний час, тогда Господь отделит одно от другого (Мф. 12, 25—30). И другой образ мы знаем, когда Царство Божие уподобляется сетям, в которые попадает множество рыб, самых разных, и всех выносят на берег, а потом отделяют хороших рыб от плохих (Мф. 13, 47, 48).

Итак, Господь видит человека, одетого не в брачные одежды. Что такое брачная одежда? Мы слышали слова апостола: «Облекитесь в смирение, в кротость, в смиренномудрие, в долготерпение, в милосердие, а более всего, над всем стяжите любовь, которая есть печать совершенства» (Кол. 3, 12—14). Это наша брачная одежда. Преподобный Макарий Великий говорит, что это благодать Духа Святаго. Кто не облачен в эту пресветлую одежду, тот не может присутствовать на пиру вечной радости Христовой.

«Друг, для чего ты здесь?» — спрашивает Христос этого человека. «А почему Он другом его называет? — восклицает святой Николай (Велимирович). — Потому что он хочет показать, как высоко Он ценит достоинство человека. Он называет его другом, чтобы показать, что всякий человек — Его друг. Без исключения всякий человек Его друг».

«Вы друзья Мои, — говорит Он на Тайной Вечери, — если вы исполняете то, что Я вам говорю» (Ин. 15, 14). Говорит Он это апостолам, Своим ученикам — и всем нам. А этот человек не исполнял то, что говорил Бог. Почему же его называет другом, почему же другом назовет Христос того, кто не исполняет Его повеление, заповеди Его? Потому что этот человек крещеный, потому что он облечен в благодать, как будто бы в пресветлую, в пречистую, от Господа дарованную одежду. И он записан в книгу жизни, потому что он крещен, он среди тех, кто должен быть на пиру Царства Божия.

Но Господь называет его другом, чтобы показать ему, что он предал Его. Не Господь отступил от дружбы с ним, а он отступил от Господа. Может быть, он увидит и поймет, что он наделал?

И об этом человеке сказано: «Он же молчал». А что ему было сказать? Что он не мог купить брачную одежду, не мог ее скроить и сшить? А ему не надо было ее ни кроить, ни шить. Она была уже приготовлена Спасителем — та самая одежда, о которой Церковь воспевает как об одежде спасения, златотканой брачной ризе, которую Господь дарует каждому человеку, приходящему с покаянием, с осознанием этой тайны, возвещаемой ныне для всех.

Много званых, говорит Господь, а мало избранных. Все мы званые и все мы крещеные, а кто же из нас избранный? Каждый раз, когда мы причащаемся Пречистых Страшных Христовых Таин, мы причащаемся этой тайне, о которой сегодня говорит Христос. И, может быть, каждый раз Он кому-то из приступающих к Святым Христовым Тайнам, говорит: «Друг, для чего ты здесь? Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И может быть, Он говорит это кому-то уже в последний раз.

Он долготерпелив — Он в течение сорока лет ждал покаяния богоотступнического народа. Но никто из смертных не может гарантировать, что сегодняшний день не станет решающим его судьбу днем, что не призовет его Господь сегодня к себе, и не встанет он пред Престолом Божиим, и Господь перед ангелами и святыми скажет: «Друг, почему ты вошел сюда не в брачных одеждах?»

Как надо было дорожить нам тем, что дает Господь, и не откладывать наше обращение к Нему и наше покаяние. В Великую Пятницу мы увидим двух разбойников, которые были распяты рядом с тайной нашего спасения, рядом с Господом. Один из них пошел во тьму вечную, облеченный в одежду греха и позора, и отвержения дара Божия. А другой исповедовал Христа Господом, своим Спасителем и сказал: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем» (Лк. 23, 42). И в тот же самый миг грязная одежда — скверна всей его жизни — спала с него, и он был облечен в ризу спасения.

Остается немного времени, прежде чем Господь посетит нас Своим испытанием. Будем делать все от нас зависящее, чтобы готовиться к встрече с нашим Господом! Сделаем то немногое, что от нас зависит, а все остальное Он Сам завершит. Он уготовал нам этот пир веры среди Пасхи, чтобы мы были на самом деле Его друзьями в вечной нескончаемой жизни, в радости Царства Его и нашего.

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X