Толкование на евангельское чтение в Неделю 28-ю по Пятидесятнице
Лк, 85 зач., 17, 12—19
И когда входил Иисус в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Евангелие, перед которым Церковь ставит нас сегодня, открывает нам глубину нашего христианского призвания. Мы все — прокаженные, исцеленные Христом, и мы должны принести благодарение и славу Богу. Мы все — прокаженные, это правда! В глубине человека, мы знаем это, живет грех, и Господь пришел, чтобы избавить нас от него. Грех — великая реальность этого мира, и нам трудно по-настоящему осознать, что это значит, — здесь наше отличие от святых.
Узнать глубину греха в человеке, нашего греха, пронизывающего нас насквозь, — это главное в нашей жизни. И тем больше мы узнаем, чем больше открывается нам, что благодать Господня исцеляет нас. Если мы знаем, что мы — прокаженные, мы — исцеленные, ибо знаем, что наши души навсегда погружены в Его ночь, то есть в воду крещения. Самое невероятное в нашей жизни — это ее связь с тайной Христа, с этим переходом, который Он совершил ради всех нас, переходом через смерть. И из мертвых Христос воскрес ради нас. Мы умерли и воскресли во Христе — вот главная реальность этого мира, идущая за пределы всего, что мы знаем о мире, со всеми его катастрофами, ужасами и страданиями.
Апостол Павел пишет апостолу Тимофею: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему» (2 Тим. 2, 8). Эти слова бесконечно просты, но в них заключены все тайны Бога, потому что все тайны Христа это тайна славы, любви, тайны обновления всякого человека. Тайна Христа — тайна погружения в смерть и возвращения в славе, чтобы мы тоже приобщились ей. Христос сошел в бездну греха такой глубины, что Он — единственный, Кто знает ее. Никто из нас не может ее измерить. И Господь приходит, чтобы освободить нас от этого греха, который соединился с нашей кожей.
Мы избраны Богом, потому что Он призвал нас жить Его словом. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2, 12—13). Христос — Тот, Кто Верный, Тот, Кто открывает нам двери жизни. Вспомните икону, где Христос сходит во ад и берет за руку Адама и Еву, оказавшихся в плену у диавола. Он выводит их из ада. Господь сокрушил смерть, и вот — Жизнь. Он одержал чудесно победу, чтобы ввести нас в Свою славу. Потому мы уже не прокаженные, мы — люди, которых преображает Христос, — при условии, что мы стремимся быть Ему верными.
Христос — Тот, Кто Верный. Это Его главное имя. Он верен Превечному Совету Божию о нас, и Он вводит нас в этот Совет. Для чего? Для того, чтобы мы познали Его славу, подобно тому как познал ее прокаженный, возвратившийся ко Христу после своего исцеления, чтобы воздать славу Богу.
У нас у всех есть склонность забывать о благодеяниях Господа. Но Он — Победитель, Который входит в нашу жизнь и дает узнать о Своем присутствии — то есть являет нам всю любовь, которую Он к нам имеет. Познание Бога — самая великая глубина в мире. Воздающий славу Богу в сегодняшнем Евангелии — самарянин, а не иудей. Это смиренный человек, который и раньше верил в Бога, а теперь встретил Его лично.
Мы должны научиться верности Христу. Он — Тот, Кто Верный, Он — весь верность. Будем молиться, чтобы эта верность входила в наши сердца, чтобы она преображала их действием бесконечной благодати. Христианин — это человек, который благодарит Бога во всех своих скорбях, во всех испытаниях и в смерти. Потому что в них присутствует слава Божия, а значит и любовь Его. Благодарить Бога значит возвращаться к Нему, возвращаться радостно даже среди скорбей, возвращаться победно в самой смерти, потому что Господь прошел через нее, и вышел из нее с победой.
Будем просить Господа, чтобы Его победоносный путь не встретил в нас преград, чтобы Он входил в нашу жизнь так, как Он желает. Он — Тот, Кто Верный. Будем веровать в это, и доверяться Ему. И Он совершит чудо. Надо, чтобы в глубине наших сердец была эта уверенность, что во всех Своих замыслах о нас Господь чудесен. Мы принадлежим Церкви, которая находится под водительством Христа, мы ведомы Им.
Да будет дано нам ответить Ему всей нашей жизнью в верности и благодарности за Его дары. Это будет наша вечная радость.
Протоиерей Александр Шаргунов