Обзор книги прот. А.Шаргунова «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами.»
Протоиерей Александр Шаргунов. Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами.
На второй день Рождества Пресвятой Богородицы Церковь совершает память святых отцов Третьего Вселенского Собора, который состоялся в 431 году в Ефесе. Этот Собор, по словам протоиерея Александра Шаргунова, «связан с догматом, определяющим Божественное Материнство Приснодевы Марии, исповеданным святыми отцами. Ефесский Собор торжественно провозгласил, что Пречистая Дева — «Феотокос» — Носящая Бога. Не просто Мать Иисуса, но Матерь Божия». Как отмечает отец Александр, «Тайна Боговоплощения дала возможность Церкви все более проникать в тайну Матери Воплотившегося Слова и все более прояснять ее. Ефесский Собор имеет особое значение в углублении нашей веры. Возвещение этого Богородичного догмата взволновало всех христиан Ефеса, и оно волнует и нас, когда мы размышляем о том, что Матерь Божия есть также и наша духовная Мать. Каков смысл для христиан в исповедании Пречистой Девы Марии Материю Божией? На эту тему и размышляет протоиерей Александр Шаргунов в книге, которая вышла в издательстве «Свято-Троицкая Сергиева Лавра» в двух томах. Она называется – «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами». ***
Автор книги — протоиерей Александр Шаргунов почти 40 лет служит в храмах Москвы и многие годы преподает в Московской духовной академии и семинарии. С 1990 года является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. В свет вышло уже немало книг отца Александра, в которых он отвечает на многие актуальные церковные и общественные вопросы. В этой книге, священник говорит о тайне Божией Матери и раскрывает эту тайну через двунадесятые Господские и Богородичные праздники, через Ее многочисленные чудотворные иконы. Но не только. Помимо этого, автор рассматривает сокровенное присутствие Пресвятой Богородицы в Священном Писании и Ее связь со святыми. Особое внимание посвящено благодатному участию в жизни каждого христианина. Постоянное почитание Божией Матери, по словам отца Александра, это надежнейший путь ко спасению. Идя к Ней, мы все обретаем Христа.
В предисловии автор пишет: «Что сказать об этой книге? Один священник, проживший долгую жизнь и прошедший через концлагеря и через многие испытания, незадолго до своей смерти говорил в проповеди на праздник Успения: «Это слово из моего собственного опыта. И если позволено мне так сказать — из моей любви к Божией Матери. Я никогда не посмел бы так говорить о Божией Матери, если бы это не было для меня дороже жизни». Как хотелось бы, — говорит отец Александр, — повторить его слова! Но как это выразить? Как дать почувствовать другим то, что бесконечно сокровенно? Наверное, лучше всего повторить вслед за преподобным Силуаном Афонским: «Если бы не Божия Матерь, я погиб бы во грехах моих». «Молись Божией Матери, — писал в одном из своих писем духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский, — но так молись, чтобы Она услышала».
«Божия Матерь, — говорит отец Александр, — прибежище смиренных. И, следовательно, одновременно очень слабых и очень сильных людей (сильных — это тех, кто по дару Ее становятся «от Ее рода»). Церковь не перестает приносить Ей хвалу — не потому только, что Она Божия Матерь телесно, но потому что Она в течение всей жизни рядом с нами. Ее молитва — всегда благодарение Богу. И наша молитва к Ней — всегда благодарение Богу за то, что Он даровал нам такую Мать, Которая помогает нам стать верными чадами Отца Небесного Своим Божественным Сыном в Духе Святом. Божия Матерь может быть почитаема только в свете Ее Божественного Сына. Она не имеет ничего своего, чтобы дать место действовать в Ней Божественной благодати».
Рассказывая о Богородичных иконах, в которых нам также открывается тайна Матери Божией, автор говорит, что «Она — прежде всего Неувядаемый Цвет Небесного Рая, который открывается нам среди Богородичной Пасхи, неразрывно связанной с Пасхой Господней. И Она — прежде всего Одигитрия, Та, Которая открывает путь к бесконечному блаженству и помогает постигнуть тайну Христа и тайну Церкви. Она — прежде всего Умиление, то, которое Церковь приносит в самом начале евхаристического канона: «Милость мира, жертву хваления». Она — совершенный образ Ученицы Христовой, и потому исключительным образом участвует в откровении миру Христа. Церковь небесная и земная молится о том. чтобы Она заняла должное место в жизни каждого из нас. Она — в тайне Пресвятой Троицы, в тайне Христа, в откровении Священного Писания. И в центре Божественной литургии — Божия Матерь. Потому епископ носит на груди за богослужением крест и панагию — икону Божией Матери. И церковные молитвы завершаются, как правило, прославлением Пресвятой Троицы или Креста Христова, а вслед за этим — Божией Матери. Как «слава и ныне» во всех богослужебных текстах — это единая тайна».
Вчера мы встретили праздник Рождества Христова. Размышляя об этом долгожданном и радостном дне, автор также отмечает, что «тайна, которую мы переживаем сейчас в мире — это тайна постепенного прихода Христа во все души и во все народы. В самом деле, если Христос пришел во плоти, согласно надежде Израиля, если Пречистая Дева видела Того Кого Она ждала, если Она держала на Своих руках этого Младенца, родившегося в Вифлееме, если подобно праведному Симеону Она могла приветствовать Того, Кто был чаянием народов, можно с уверенностью сказать, что Он пришел. Он пришел, но Он всегда Тот, Кто должен придти. Он пришел, но Он еще не всецело пришел. Весь исполненный Им, народ Божий пребывает в ожидании. Христос пришел, но Он еще не явился в полноте — ни в каждой душе человеческой, ни во всем человечестве. Он должен родиться духовно в каждом из нас, как Он родился во плоти в Вифлееме. Вся тайна духовной жизни заключается в этом непрестанном Рождении. Мы должны всегда преобразовываться во Христа, научаться расположениям Его сердца, суждениям Его ума. Быть христианином значит так преобразовывать себя мало-помалу в Иисуса Христа, чтобы стать поистине чадами Отца Небесного».
Вместе с тем, «встречаясь с Господом, мы, по словам автора, встречаемся и с Его Матерью». «На второй день Рождества Христова к ликованию Церкви o родившемся Спасителе мира присоединяется сугубая похвала Божией Матери. И во все дни праздника Рождества эта радость для нас нераздельна. Встречаясь с Господом, мы встречаемся с Его Матерью. Кланяясь Солнцу правды с высоты Востока, мы прославляем Ту, Которая, как заря, предществует солнцу. И не только предшествует, но несет в Себе и рождает в мир эту Божественную жизнь и этот свет. Небо и земля с трепетом взирают на непостижимое достоинство Девы, Которая именуется Матерью Божией — Матерью Того, Кто создал небо и землю».
Находясь в какой-нибудь скорби, испытывая какие-нибудь затруднения, каждый из нас, так или иначе, вслед за молитвой ко Господу обращается прежде всего к Божией Матери. Мы молимся Ей «за болящих и скорбящих, за наших умерших родных и близких, за тех, для кого смерть воистину приобретение, потому что жизнь для них была Христос, а также за юных, погибших от несчастного случая или убитых на войне», в общем, за всех, кого считаем нашими родными и близкими. И как говорит автор, «в самых главных и самых трудных обстоятельствах мы можем дерзновенно сказать, почти не задумываясь, что у нас есть абсолютное доверие к Той, Которая уже в полноте причастна блаженству, обещанному Богом и даруемому любящим Его. Потому что Ее «да» от Благовещения до Успения уготовляет эту новую жизнь для многих».
«Трудно, отмечает автор, выразить обычными словами, почему мы любим. Как невозможно выразить, что такое благодать. Память о прошедшей жизни отправляет к событиям, которые ничего не объясняют, но которые дают возможность следовать путем, где всюду виден Ее след. Никто не может достигнуть того, что Ей дано. Мы всегда должны сознавать дистанцию — но не для того, чтобы удаляться, а, чтобы лучше понять Ту, Которая жизнью Своей сказала за нас самые главные слова Богу. Благодать непостижима. И мы любим жизнь — не абстрактную жизнь, а ту, которую сотворил Господь, и ту, которую Он даровал нам дорогою ценою. Божия Матерь — дверь в жизнь. И когда мы слышим: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» — мы видим пророка Давида, скачущего пред священным Ковчегом, и Пречистую Божию Матерь, поющую посреди дев тимпанниц и всех святых. Здесь красота человеческого рода, его «да» жизни, принятой от Бога».
*** Одну из своих проповедей, которая также вошла в эту книгу, протоиерей Александр Шаргунов говорит: «Рано или поздно придет час нашей решающей встречи с Господом. Более чем когда-либо мы будем нуждаться в Ее защите. Если мы постоянно молились Божией Матери у нас будет надежда, что Ее покров продолжится над нами и после смерти. Ее всесильная любовь сопутствует всем, кто обращается к Ней. Божия Матерь влечет нас устремляться к нашему будущему в вечности. Все святые не оставляли молитв к Божией Матери, потому что Она не оставляла их. И мы не будем оставлять наших молитв к Ней, потому что сильно нуждаемся в Ее предстательстве». Об этом свидетельствуют Священное Писание и Священное Предание, святые отцы, все чудеса, которые совершаются по молитвам к Божией Матери. И обо всем этом говорит и протоиерей Александр Шаргунов в своей новой книге — «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами».
Источник: телеканал «Союз» (с)