У книжной полки. 26 марта

Обзор книги прот. А.Шаргунова «Время Великого поста».

По словам протоиерея Александра Шаргунова, «Великий пост — исключительно благодатное время для борьбы с нашими грехами. И обретения твердой решимости жить подлинной жизнью. Так должны мы войти в течение сорока дней в дух Поста, чтобы в пасхальную ночь, в ежегодную нашу весну, Церковь навсегда вырвала нас из состояния уныния, угрожающего вечным отвержением от лица Господня. Когда-то Великий пост был временем под­готовки оглашенных ко крещению, которое совершалось в Великую Субботу, накануне Пасхи. Великий пост — вре­мя, где дышит Дух Святой. Но это также время сражений и пустыни. А для нас — время подготовки к новому кре­щению Духом. Или, иначе сказать, покаянием — вторым крещением — должны мы родиться свыше, узнать, что во Христа крестившись, мы во Христа облеклись». Такими словами начинается одна из проповедей отца Александра, которые составили книгу, ее сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется «Время Великого поста». ***

Книга «Время Великого поста» для ее автора, протоиерея Александра Шаргунова, — «сорок сороков», сорок Четыредесятниц: ведь в течение вот уже сорока лет служит он и проповедует в московских храмах. Кроме того, многие годы преподает в Московской духовной академии и семинарии. Является доцентом кафедры библеистики и членом Союза писателей России. В 1990 году был назначен настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, где и служит по сей день. В предисловии книги батюшка пишет: «Церковь идет путем Христа. Все, что совершил Христос, должна совершить Церковь по дару Христа. В жизни Хри­ста пост представляет первый Его ответ на помазание Духа Святого — Его крещение на Иордане. Он есть также первое Его сражение с врагом, князем мира сего, из кото­рого Господь выходит победителем».

«В течение сорока дней совершенного поста, в конце ко­торого Он заграждает уста сатаны, Господь показывает нам, как мы должны бороться с нашим врагом, с его иску­шениями и соблазнами. Когда Церковь вступает в Великий пост с молитвой, ад трепещет. Как Сын Божий, Христос не имел нужды в посте, точно так же как Он не имел нужды в том, чтобы открыто сражаться с сатаной, не имел нужды в крещении и помазании Святого Духа. Но Он совершил все это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, Его праведность — нашей праведностью. Все совершил Господь ради рода нашего. Святые отцы говорят, что Кре­щение, помазание Духом Святым и пост неразрывно свя­заны друг с другом в жизни Христа. Победа над сатаной после сорокадневного поста уготовляет окончательное со­крушение врага на Кресте. Поэтому путь к Великому посту начинается вскоре после праздника Крещения Господня, а завершается Пост Страстной седмицей».

«Главный смысл нашего крещения, по словам отца Александра, — принятие дара Духа Святого и нашего поста — в том, чтобы Христос пребывал в нас, и чтобы мы могли сказать с апостолом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И мы не можем отделять наше крещение, которым мы делаемся своими Богу, принимаем от Него полноту Его даров, от нашего поста, когда мы вместе с Ним вступаем в сражение с диаволом. Вот что должно глубоко запечатлеться в нас: пост — Божие дело и наше человеческое дело, и мы принимаем его от Христа как дар. Во время Своего поста на Горе Искуше­ния Христос сокрушил узы, которыми сатана связует всякого человека «похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской». Не ради Себя крестился Христос и не ради Себя Он был распят, и не ради Себя Он постился сорок дней. Но сила Его крещения, Его Креста и Его поста дается нам, по мере того как мы участвуем в том, что Он совер­шил. Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись, и те, кто со Христом совершают пост, узнают победу Хри­ста над князем мира сего».

Как отмечает священник, «Господь Сам говорит об этой тайне: «Если Сын освобо­дит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Но как Сын Божий может освободить нас от мира, от диавола, от нас самих, от нашего эгоистического «я», предлагая нам Свою жизнь, Свои дела и Свою победу, если нет Его пре­бывания в нас? По словам отца Александра, Он часто повторяет: «Пребудьте во мне, как Я в вас». Он дает нам образ жизни, чтобы мы стали по дару Его подобными Ему. Он уподобился нам, чтобы мы уподобились Ему. Он зовет нас к общению с Собою. И это происходит как в страдании, так и в славе. Он дает нам возможность засвидетельствовать наше общение с Ним в наших делах. Только дела свидетельствуют, что вера наша неложна. Поэтому наш пост не есть просто соблю­дение установленных правил, а наша любовь ко Господу в ответ на Его любовь».

Как говорит отец Александр, «жизнь всех святых, всей Церкви связана с тайной Креста Господня. И прежде всего — жизнь мучеников. Поэтому в течение всего Великого поста, совершая восхождение к Пасхе, мы молимся, прежде всего, мученикам. Особенно торжественно — сорока мученикам Севастийским — в память того, что во время святой Четыредесятницы нам дается возможность каждый день умирать для греха и быть исповедниками Христовой истины. Из других святых мы выделяем тех, кто принес себя Господу, приобщившись Его Кресту. Во второе воскресение Великого поста мы вспоми­наем святителя Григория Паламу, который учил о том, как достигнуть Фаворского света. В пятое воскресение — преподобную Марию Египетскую, которая дает пример, как можно взойти покаянием от бездн греха к высотам святости».

После Крестопоклонной Недели Церковь совершает па­мять преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синай­ской горы. В своей знаменитой книге «Лествица» (что значит — лестница) этот святой VII века говорит нам о тридцати ступенях духовного восхождения. Книга «Лествица», по словам отца Александра, — это классика святоотеческой литературы, духовные скрижали, в которых собраны сокровища опытного богословия о подвиге преподобничества, рассыпанные в изречениях святых от I до XXI века. Потому что, в каком бы веке ни жил христианин, он познает одну и ту же Божественную и человеческую мудрость одним и тем же Духом Святым. В кратком описании жития аввы Иоанна Раифский монах Даниил говорит, что, от юности возлюбив Христа, «он принес себя как некую чистую и самопроиз­вольную жертву Великому Архиерею, и телом восшел на Синайскую, а душою — на небесную гору».

Размышляя о том, как достигнуть духовного совершенства, прп. Иоанн говорит нео­жиданные слова. Лествица духовного восхождения — есть нисхождение вниз, ступенька за ступенькой, до дна адова, способность «из глубины воззвать» всей скорбью, жизнью и смертью своей. И узнать, что Христос принял Крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и сознательно, всем существом своим обращается к Нему. Лествица духовного восхождения — это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие заверше­ния в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет Господа, когда Он вышел на общественное служение. Смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения.

В одной из проповедей отец Александр напоминает нам о духовном чтении, о его правильном выборе. «Многие из нас, — говорит священник, — наверное, читали книгу «Лествица», хотя нельзя сказать, что она написана для мирян». Но если взять поучения «Древних пустынников и близких к нам по времени под­вижников», то можно увидеть, как они «удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто буквально одни и те же слова, потому что они передают их друг другу из века в век вместе с духовным опытом. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? Прежде всего, — говорит батюшка, — мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в ду­ховной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку». Конечно, по словам отца Александра, подра­жание необходимо, но чтение, как учит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан».

*** По словам протоиерея Александра Шаргунова, «Великий пост требует поворота на сто восемьдесят гра­дусов. Мы должны обратиться к Богу, к самой сути нашей жизни, отвернуться от идолов — от пустот, заполняющих наши умы и сердца. От всех ложных ценностей, которыми живет мир. Будем стараться освящать нашу жизнь покаянием и молитвой — внимательной, не механической, — бодрство­ванием и упованием на Господа. Чтобы в конце нашего ве­ликопостного пути мы смогли «победителями греха явитися» и сподобились «неосужденно поклонитися Христову Воскресению»».

Источник: телеканал «Союз» (с)

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X