Преподобный Серафим Саровский, это солнце Церкви Русской, тысячу дней и ночей молившийся на камне молитвой мытаря с безмерной печалью о своих грехах и грехах других людей, открывшийся всем по благословению Божией Матери после многих лет отшельнической жизни и встречавший всех приходящих к нему словами «Радость моя, Христос воскресе!», — где он нашел эту радость и этот свет? В Евхаристии. «Кто причащается, — говорил он, — тот спасен будет, а кто не причащается — не думаю». Об этом Великом Таинстве, соединяющем человека с Богом, говорит в своей новой книге протоиерей Александр Шаргунов. Книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Святые Дары. «Можете ли пить чашу, которую Я пью?»».
1. «Скажи, как ты относишься к Причастию, и я скажу, какова твоя вера» — так можно кратко передать содержание новой книги протоиерея Александра Шаргунова. Привыкание к святыне — это самое опасное для духовной жизни христианина. Книга отца Александра призвана пробудить те чувства трепета и благоговения, с которыми мы должны подходить к Святой Чаше. Ее особенно полезно читать при подготовке к Святому Причащению. В предисловии автор напоминает нам евангельскую историю о двух учениках, идущих по дороге в Эммаус после распятия на Кресте Христа. «Они, — пишет отец Александр, — очень опечалены. Тот, в Кого они верили как в Избавителя и Спасителя Израиля, умер. Они идут, отягченные скорбью.
2. Внезапно незнакомый Путник присоединяется к ним — воскресший Христос, и они не узнают Его. Но постепенно начинают ощущать просветление от этого Божественного Присутствия, когда Путник объясняет им все, что касается Мессии Христа в Писаниях. Слушая Его, они приблизились к Эммаусу, их сердце горело. Путник хотел идти дальше, но они сказали Ему: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк. 24:29). Их ум стал открываться, они ни за что не желали разлучиться с этим чудным Путником. При преломлении хлеба они узнали воскресшего Христа. Источник, текущий в жизнь вечную, был перед ними. После этого Он стал невидим для их внешнего зрения.
3. Как отмечает автор, все человечество совершает свой путь по образу этих двух учеников. Люди несут в своих сердцах неизбывную печаль, так нуждаются они в общении с Богом — не мимолетном, не ложном, — с Тем, Кто наполнит Собой их одиночество, встретит их на долгом пути жизни. Приближается вечер, и никто не знает своего часа. Время движется неумолимо, для каждого из нас положен предел на земле, история мира близится к завершению. На Тайной Вечере в Великий Четверг Христос установил таинство Евхаристии. С этого дня Своим Пречистым Телом и Кровью и Своим Божеством Он присутствует на всех престолах Церкви. И мы тоже узнаем Его, если наши глаза откроются.
4. Каждый день приносится священная жертва Евхаристии руками священников, и Христос с нами до скончания века. Не существует большего чуда на земле, чем это живое присутствие нашего Бога, предлагающего Себя под видом хлеба и вина и дающего возможность нам, убогим и недостойным, приобщаться Его Божественной жизни. Евхаристия дает нам возможность стать членами Тела Христова и Его Церкви, возрасти в меру возраста Христова. Стать Им и через Него совершенным человечеством. Евхаристия, по словам автора, делает из человека дарохранительницу. Это таинство обожения. Христос входит в нашу жизнь не как система самой высокой нравственности и самых прекрасных идей, а как живая и любимая Личность.
5. Встречая Христа в Евхаристии, человек узнаёт тайну своей жизни. Господь дает нам понять смысл, ради которого мы родились, и увидеть самую главную цель нашей жизни, куда она направлена, чтобы этот дар не оказался для нас напрасным. Каждый из нас вписан в Его Божественный замысел, в Тайную Книгу Жизни. Мы не всегда можем получить ответы на наши вопросы. Но Он опережает нас. Он отдает Себя нам, чтобы мы узнали, что сущность христианства заключается в откровении: Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) и что каждая человеческая жизнь — великий духовный путь, священная история и потому — тайна, превосходящая нас.
6. По словам автора, мы думаем, что во время причащения мы вкушаем Его, но на самом деле Он соединяет нас с Собой. И чем больше со страхом Божиим и верою мы вкушаем Его, тем больше мы алчем и жаждем. Из своего двухтысячелетнего опыта Церковь знает, как, отдавая Свою Плоть миру, Христос делает слабых сильными, трусливых смелыми, порабощенных свободными, подлых благородными, грязных чистыми, жестоких милосердными. Никто не спасается один. Причащаясь, мы становимся едиными со всеми членами Церкви земной и небесной. Как ничто иное, Евхаристия напоминает нам, что быть христианином — значит быть всегда верным своему Господу и тем, кто любит Его.
7. Как отмечает автор, главная подготовка к причастию заключается в том, как мы отвечаем на этот вопрос. Почему? Просто потому, что Евхаристия не может быть тем, чем она порой нам представляется. Как часто причастие кажется нам помощью, силой, способной поддержать нас в той жизни, которой мы живем, в обычном человеческом существовании, с его радостями и скорбями, — в том, что имеют люди, даже не знающие Бога. Мы называем жизнью ту жизнь, которую мы ведем, — это для нас важнее всего. И мы намереваемся продолжать жить согласно нашему выбору, нашим желаниям, порой даже освобождающим нас от требований Божиих. Мы просим у Бога, чтобы Он дал нам силы для этого. Но правильно ли это? Об этом и многом другом, что касается Святого Причастия, размышляет отец Александр.
8. Все отцы Церкви, множество святых с благодатной мудростью и великой любовью с самого начала во все века говорили — не упустив ничего, во всех драгоценных подробностях — об этом неиссякаемом Таинстве. Они проявляли великую заботу о том, чтобы передать новым христианским поколениям сокровище, содержащее всю полноту нашего исповедания. Ими написано столько дивных страниц, но человеческий язык никогда не сможет выразить эту неизреченную тайну. Тем не менее каждый самый скромный, искренне совершающий свое служение священник (как и каждый благочестивый мирянин) мог бы из своего опыта поведать о том, что не вычитано из книг, хотя и абсолютно совпадает со знанием, которое хранит Церковь в первом, десятом и двадцать первом веке. Своим опытом и делится автор со страниц этой книги.
***
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий литургийный чудотворец, каждый день совершавший Божественную литургию и через нее исцелявший множество болящих душой и телом, всегда предстоял перед этой непостижимой тайной и говорил: «Что еще нам нужно? Может ли быть большее блаженство, чем быть рядом с Богом и единым с Ним?» Протоиерей Александр Шаргунов более сорока лет своего священства в проповедях или в общей исповеди перед Причастием тоже пытается донести до прихожан эту веру Церкви. В этой книге — некоторые из этих проповедей. Цель одна: Церковь зовет нас узнать ни с чем не сравнимое значение евхаристической тайны и жить ею на большей, на подлинной глубине. Потому что каждый раз, когда мы приступаем ко Причастию, Господь задает нам тот же самый вопрос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью» (Мк. 10:38).
Источник: телеканал «Союз» (с)