«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Так говорит нам Господь через Евангелие, которое является книгой Его жизни. По словам протоиерея Александра Шаргунова, Евангелие «существует для того, чтобы стать книгой и нашей жизни. И от того, как мы слушаем слово Божие, зависит вся наша жизнь. Не потому ли научиться читать Писание так не просто? Ведь недостаточно только услышать, важно сохранить услышанное — отвергнуться себя, чтобы принять судьбу, которая может быть только у Самого Христа, — по дару Его и Его Евангелия». Да, изучение Слова Божия — это действительно дело не простое, но это не значит, что не стоит и приступать. Тем более, что в настоящее время у нас много помощников-книг, на страницах которых мы находим разъяснение Евангелия. Одну из таких книг, выпущенную в свет издательством Отчий дом, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Протоиерей Александр Шаргунов более 40-и лет служит в храмах г. Москвы и многие годы преподает в Московской Духовной академии и семинарии. Доцент кафедры библеистики. Член Союза писателей России. С 1990 года он является настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах. В серии «Проповеди в храме» вышли книги о. Александра: «Рождественский Пост», «Великий Пост», двухтомник «Воскресные проповеди», «Двунадесятые праздники». Из других изданий наиболее известны: «Проповеди и выступления», «Чудеса Царственных мучеников», «Подвижники Марфо-Мариинской обители» и другие книги, а также ряд брошюр по актуальным церковным и общественным вопросам. Выходят аудиокассеты и диски с записями проповедей протоиерея Александра.
Книга «Евангелие дня» выходит в свет уже в третий раз. Она состоит из двух томов и представляет собой толкования на Евангельские чтения, охватывающие полный годичный круг церковных богослужений. Первый том включает толкования рядовых Евангельских чтений от Пасхи до 21-й седмицы по Пятидесятнице, второй том — с 21-й Недели до Великой Субботы. Также во второй том вошли толкования воскресных Евангелий, читаемых на утрени, Евангелий, читаемых на двунадесятые праздники и в дни празднования святых. Оба тома содержат указатель евангельских чтений. Эти толкования Евангелия предназначены для самого широкого круга читателей — для тех, кто только недавно переступил порог храма, кто уже давно в Церкви и кто еще только на пути к ней. А также для священников — в помощь при подготовке к проповеди.
Говоря о том, что к проповеди надо готовиться, отец Александр вспоминает один забавный семинарский рассказ. Выходит на амвон на воскресной Всенощной только что рукоположенный священник. В голове от страха все смешалось, и он только повторяет про себя начало проповеди о явлении Господа на озере Тивериадском: «Иду рыбу ловить, — торжественно начинает проповедник и умолкает. — Иду, — прерывающимся голосом продолжает он, — рыбу ловить иду». И после мучительной паузы в отчаянии восклицает: «Ловить рыбу иду, иду ловить рыбу!» — и больше ничего произнести не может. «В следующий раз, — говорит ему в алтаре архиерей, -прежде чем идти рыбу ловить, не забудь приготовить снасти».
Да, — отмечает отец Александр, — к проповеди надо готовиться, и не только начинающему священнику, особенно в наше время. Успешное распространение учения Господа нашего Иисуса Христа зависит от того, как и что говорим мы в обыденной жизни, как молчим, как слушаем другого человека, как читаем Святое Евангелие. Прежде чем говорить, надо научиться слушать. Прежде чем проповедовать о любви Христовой, надо услышать слово Христово: «Любишь ли Меня?» Этот вопрос Господь задает и сегодня каждому из нас. И каждый, кто может, как апостол, ответить: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — услышит: «Иди, говори братьям Моим, будь Моими устами». Это, — по словам отца Александра, — продолжается от апостолов до наших дней через всю историю Церкви.
Упоминает батюшка и о проблеме понятности проповеди и красоты ее, проблеме очень серьезной, не только для святых гениев, таких, как Иоанн Златоуст. «Золотые твои уста, но слово твое слишком глубоко для нас!» — сказала ему в храме простая женщина. Да, нужно слово, которое считается с ментальностью современного человека, и это слово должно быть простым. Как просто говорит Христос: «Да — да, и нет -нет!» Он ведет нас к реальности Царства через самое простое, что окружает нас: посмотрите на цветы полевые, взгляните на птиц небесных, вот, вышел сеятель сеять и вот, тащит невод с рыбами на берег рыбак. Но всякое наше слово праздно, то есть непонятно человеку сокровенного сердца, если оно не связано с его словом или с его молчанием.
Один очень одаренный проповедник как-то сказал, что, благоговея перед святостью великого праведника и чудотворца отца Иоанна Кронштадтского, он поражается, насколько банальна его проповедь. Суть в том, что гений, в отличие от среднего таланта, не боится банальности. Тысячу раз слышанное звучит в его устах, как сказанное впервые, и не потому, что он печется о блеске каждого слова, а потому, что все слова, самые обычные, оживотворены дыханием Духа и в устах любви — привычные, уже почти невоспринимаемые — становятся поэзией, чудом. Человек нуждается в поэзии и чуде, подаваемом Духом Святым. Только любовь знает, как ей следует говорить, и находит слова. Она видит нужду любимого человека и боится пустого красноречия. Только любовь зряча, она видит даже во тьме.
Однако, что больше всего нам нужно, это — по словам автора, — не красноречие, которое может собрать восторженные толпы, но никого спасти не может, а сила слова, которую по обетованию Господнему дает нам Дух Святой, когда ведут нас на земные судилища. Как говорили апостолы Петр и Иоанн, выйдя из темницы: «Мы не можем не говорить об этом Человеке». Нельзя священнику не проповедовать, зная, с какими горестями каждый день обращаются к нему, зная, каких потрясений и страшных соблазнов полон сегодня мир. Необходимо, разумеется, проповедовать каждый день, за каждым богослужением. По мнению отца Александра, «катехезация детей и взрослых, уроки в воскресной школе, выступление по телевидению, статья в газете, отдельная книга — это тоже проповедь, но в центре всего — та проповедь, которая, по определению церковного устава, является частью богослужения».
Соответственно, книга, которая представлена в нашей программе, тоже является проповедью, раскрывающей некоторые моменты Святого Евангелия. Структура книги такова, что сначала автор приводит Евангельское чтение на определенный день, а потом следует проповедь священника. Возьмем для примера слово, сказанное в Неделю 3-ю Великого Поста. Здесь в частности, батюшка отмечает: ««Крест — красота Церкви», — да будут эти слова нашим исповеданием веры, сердцем нашего Великого Поста. Да будет дано нам узнать благодатно эту тайну. Мы нуждаемся в ней. Кто из нас, слушая сегодняшнее Евангелие, может сказать, что он свободен от страха крестных испытаний? Потому надо, чтобы Господь открыл нам красоту Креста.
«Возьми крест свой», — говорит Господь. Сила Креста, по словам отца Александра, — дает нам мужество противостоять окружающему нас распаду жизни. Благодатью Креста мы должны исцелять раны, личные, общественные, любые. Ибо Отец наш, сущий на небесах, хочет, чтобы мы были живыми. Но в то же время мы должны терпеливо переносить скорби. И в этой красоте Креста — наша сила. Потому что эти раны, какими бы они ни были, касаются ли они нашего здоровья или нашей страны, или всего мира, — уже не наши. На Кресте они становятся ранами Самого Господа. В этом Божественное сияние красоты Креста: Он любит нас до принятия на Себя наших ран. И с Ним наше переживание скорбей обретает иной смысл, они — в свете силы Его любви». Продолжение этой проповеди, и многие другие, читайте на страницах книги «Евангелие дня».
***
Знаем ли мы по-настоящему Евангелие? Стало ли оно для нас пищей, укрепляющей нас во Христе, вкушаем ли мы это слово как хлеб Таинства, без которого нам невозможно жить? По словам издателей, эта книга напоминает нам, что невозможно быть христианином, не погружая свой ум в Евангелие. Она учит нас читать Священное Писание как книгу нашей собственной жизни, книгу, в которой речь идет о нас. И призывает нас к тому обязательному очищению сердца, без которого невозможно воспринять крепость, пламенность, силу слова Божия — слова непостижимого, всегда нового, всегда потрясающего. Слова, к которому нельзя привыкнуть.
Источник: телеканал «Союз» (с)