4 ноября — праздник в честь Казанской иконы Божией Матери
Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери был раньше не только праздником всей Церкви, это был государственный, всенародный праздник. Вы скажете — как и теперь. Да, но надо, чтобы и в нынешних обстоятельствах, когда снова речь идет о самом существовании нашего Отечества, он стал для нас действительно праздником спасения России заступничеством Божией Матери через Ее чудотворный образ.
Вспомним, как это было. Начало XVII века — Смутное время, время самозванцев, искателей царского престола. Страшное время разорения и опустошения Русской земли и Русской Церкви. Мы знаем из описаний этого периода истории, как гибли села, города, целые области, как разрушались и разорялись храмы и монастыри. Вся жизнь была в полнейшем расстройстве — и государственная, и церковная. Святые предстоятели Церкви, больше всех потрудившиеся для блага Отечества и Церкви, были отрешены от патриаршей кафедры — святой патриарх Иов, а затем и святой патриарх Ермоген.
Современники, оставившие подробное описание этих событий, свидетельствуют, что нечестие русских людей достигло крайних степеней, предательство было всеобщим. Во всех сословиях — раздор и полное недоверие друг другу. Грех свободно хозяйничал по русской земле. Казалось, не было никакой надежды. Но было в нашем народе одно твердое непоколебимое чувство — чувство любви и преданности святой православной вере, и оно спасло тогда Россию. Если умертвили первого царя Лжедмитрия, то потому, что он был оскорбителем веры, еретиком. Если не приняли на русский престол царствовать польского королевича Владислава, хотя он уже присягнул на русское царство и народ присягнул ему, то его отвергли потому, что он не принял православную веру, как обещал до этого сделать. Если двинулись дружины народные со всех концов страны на освобождение Москвы, то они двинулись во имя православной веры, чтобы спасти ее от поругания и осквернения поляками.
Историки Церкви и государства Российского свидетельствуют, что никогда еще не было такого падения русского народа. И никогда не было такого чудесного его восстания, такого дивного покаяния, которое совершилось сразу, объединив всех русских людей, вчера еще враждовавших друг с другом. Сама Божия Матерь за верность их православию пришла к ним на помощь через Свой Казанский образ, промыслительно дарованный русским людям не так давно, в 1589 году. Через эту обретенную на пепелище икону Божия Матерь явила чудо спасения нашего народа, чудо нашей истории. Москва была уже совершенно опустошена, пылал огонь, уничтожая храмы и дома, — остался только Кремль, в котором засели поляки. В это время святителю Арсению, находившемуся в плену, было откровение свыше, что покаяние русского народа, всего воинства, которое наложило на себя трехдневный пост, принято Господом. И что помощь Божия не замедлит. Где полнота истинной веры, где чистота ее, где православие, там возможно подлинное покаяние. Перед совершенным светом, в котором нет никакой тьмы, перед правдой и любовью Божией может совершиться чудо покаяния целого народа.
То, что происходит с нашим Отечеством сегодня, — не идет ни в какое сравнение с тем, что было в XVII веке. На нас ополчились не только все давние заклятые враги России, но практически все страны Европы и Америка — с их военной и технической мощью. Что можем мы им противопоставить — нашу собственную военную мощь? Мы должны наконец понять, что одной внешней материальной мощи для этого недостаточно. Была великая мощь у России совсем недавно — у советской России, — но Господь рассыпал ее, потому что она была основана на ложном фундаменте. Необходима идея, всех объединяющая. Была такая идея — идеология, скрепляющая все, что происходило в нашей стране, — но ее развалил Господь, потому что это было утопией, жестоким обманом. А те, кто сегодня говорит, что необходима сплоченность и единство народа, — какую идею они могут предложить? После так называемой «перестройки» в течение трех десятилетий пытались утвердить у нас идею маммоны, которая насаждается всюду в мире. И навязать идею Содома, торжество которой мы видим на постхристианском Западе.
Смотрите, с какой наглой откровенностью говорят наши недруги о сути сегодняшнего глобального противостояния. Мы уже не раз приводили слова главы британской разведки о том, что Запад ведет против нас непримиримую войну, потому что главное отличие его от России — это «ценности и завоеванные в нелегкой борьбе свободы, в первую очередь права ЛГБТ». А буквально на днях мы услышали от телеведущего американского канала Fox News о том, что один американский конгрессмен (позицию которого, как было сказано, разделяют многие) призвал к необходимости уничтожить Россию, поскольку это православная страна, исповедующая традиционные ценности и она является «мировым центром антифеминистской, антигейской, антитрансгендерной ненависти». Нам вынесен приговор, который им не терпится привести в исполнение.
Мы должны ясно осознавать, что так называемые «свободы» и «ценности» постхристианского Запада — это угроза не только русскому народу, но и всему человечеству. Существуют некие непоколебимые основания жизни, с разрушением которых все разваливается. Свобода от всех умственных и нравственных запретов открывает бездну зла и выходящего из нее «человекоубийцу от начала». Ужасы Второй мировой войны, и миллионы жертв тоталитарных режимов покажутся цветочками по сравнению с тем, что грядет, если мы не будем вместе противостоять этому злу.
Сегодняшний православный праздник назван государственной властью «Днем народного единства». И в этом неожиданно открывается важный смысл. Разве напрасно сказал Господь: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет». Не только православные, но и мусульмане, буддисты, иудеи, католики, протестанты, все верующие и неверующие в нашей стране и во всем мире должны объединиться против опасности уничтожения человека как духовно-нравственного явления. Потому что это действительно страшнее физического уничтожения даже всего человечества. Но для нас, православных людей, также совершенно ясно, что мало смысла в любом объединении русского народа, если оно в глубине своей не основано прежде всего на православии. Потому до скончания века как знамя в наших сражениях должны быть слова святого благоверного великого князя Александра Невского, сказанные им перед сражением, решающим судьбу нашего Отечествами: «Не в силе Бог, а в правде».
Задумаемся об этой простой истине. За то, что русский народ был верен православию, за то, что Церковь была сострадательна к погибающим во грехах людям, Божия Матерь заступилась и даровала нашему Отечеству спасение. И сегодня только православием — если оно сохранит себя в чистоте среди нашествия многих ересей и лжевер, — только верностью истине, если Церковь наша будет способна в новых испытаниях разделить страдания народа, может Божия Матерь призреть на нас. Только за православие, говорит преподобный Серафим Саровский, пророчествуя о великих скорбях, которые мы пережили недавно и переживаем теперь, Бог помилует Россию. И преподобный Сергий Радонежский, раскрывая тайну этого нашего всецерковного, всенародного торжества, свидетельствует, что только за православие суд об Отечестве нашем будет изменен на милость.
Протоиерей Александр Шаргунов