Мы все помним слово преподобного Серафима Саровского, что самое главное — начало и конец. Начало Великого поста — Чистая седмица, покаяние, которое делает нас способными к восприятию того, что есть жизнь. Мы сознаем себя отпавшими от Бога, от Его благодати, и возвращаемся в Ветхий Завет. И даже дальше — к истокам бытия, к первым дням творения. В этом смысле Чистую седмицу, начало, можно сравнить с Шестодневом. На Великом покаянном каноне мы молимся: «Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь. Но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя». Однако все существует ради той Седмицы, в которую мы вступаем после Святой Четыредесятницы. Обратите внимание на эти рядом стоящие слова — Шестоднев и Седмица. Шесть и семь — разные числа, но речь идет об одном и том же. Вернее, о том, что Шестоднев становится Седмицей, потому что в полноте достигает своего завершения в Боге. Как в начале, так и в конце.
Творец, Тот, Кто в греческом тексте книги Бытия именуется Поэтом, созерцает сотворенный Им мир. В течение шести дней совершаются дела Божии, заключаясь седьмым днем, покоем их завершения. Это было радостное видение, пророчество надежды о творении, которое еще не знало зла, исходящего из его сердца, зла, стремящегося коренным образом повредить дело Божие.
Пророчество надежды исполнится. Но для этого потребуется новая Седмица, и эта Седмица будет бесконечно дороже стоить, чем первая. Надо будет пройти через все, что заключает в себе первое творение. Недостаточно будет взять только немного земли, чтобы создать человека: для этого потребуется вся земля. Недостаточно будет Превечного Слова. Приняв человеческую плоть, Бог должен будет принести Себя в жертву. Только так человек может войти в покой седьмого дня, в День Господень. В начале Бог дал человеку все, что сотворено Им. Теперь надо, чтобы Бог дал Себя.
Это не восстановление. Это новое творение. Это уже не Адам, а Новый Адам. Это уже не человек, но Сын Человеческий. И это люди, которые своими грязными руками будут замешивать из грязной земли Нового Человека, рождающегося во время Страстей Спасителя, когда они будут возводить на Крест Солнце Жизни. Но Богу не нужно будет более вдыхать в Него дыхание жизни. Он уже был исполнен этим дыханием. Он был исполнен им с самого Своего Рождества, с самого Своего Крещения. И теперь Он умирает на новом Древе Жизни, от которого будет исходить это дыхание, Дух Святой, на новое человечество, на новое творение.
В эти великие и святые дни не будем мешать Господу творить нас такими, какими Он хочет, Духом Святым, Который Он дает в Своей Церкви всем, кто от начала до конца хочет идти за Ним.
Протоиерей Александр Шаргунов