Наступает время, когда мы все будем стоять перед Крестом и Евангелием — не на исповеди, потому что дни сугубого покаяния, Великий пост завершается, а перед Страстями Христовыми, когда надо будет совершенно забыть о себе и ничего не видеть, кроме Христа, грядущего на вольную Страсть нашего ради спасения. И от того, каким будет наше стояние перед Крестом и Евангелием, будет зависеть вся наша судьба — то, что произойдет с нами на земле и в вечности.
По обычаю мы начинаем чтение четырех Евангелий за неделю до положенного по уставу срока, чтобы быть в состоянии усвоить пищу, которую предлагает нам Господь. И это чтение Евангелия сразу помногу — не так, как мы обычно читаем по календарю по зачалам — особенный дар Церкви в эти дни. Мы готовились к принятию его в течение всего Великого поста. Бывает одной строки, одного слова в Евангелии достаточно, чтобы перевернулась вся наша жизнь, но теперь мы начинаем понимать, почему преподобный Серафим Саровский на каждый день в свое молитвенное правило включал чтение одного из Евангелий целиком. В течение года священники постоянно напоминают нам, что чтение слова Божия должно быть у нас каждый день, как и молитва. О молитве сказано: «даяй молитву молящемуся». Нельзя научиться молиться, не молясь, и чем больше мы молимся, тем больше Господь дает нам подлинную молитву. Так и о чтении слова Божия можно сказать то же самое. Надо, чтобы ум наш плавал, как говорят святые отцы, в Писании. Бывает, человек, даже ничего не знающий о Боге, как бы случайно берет Евангелие, и вдруг ему открывается, что есть Бог, что есть жизнь вечная. И эту жизнь ему Бог предлагает.
Но сегодня хотелось бы сказать о другом. О том, чтобы не в суд или во осуждение было нам слушание слова Божия. Апостол Иаков сравнивает человека, который слушает Евангелие, с тем, кто видит свое лицо в зеркале, и отойдя от зеркала, тотчас забывает, каков он. Есть, оказывается, кое-что поважнее для него в жизни, чем Евангелие и вечная жизнь. Можно читать Евангелие, и быть взволнованным им, иногда даже до слез. Но как только закрывается Евангелие, человек возвращается к обычным делам, и забывает про свое волнение и слезы. Вы скажете, что это естественно. Мы не можем жить все время на большой глубине. Да, но в данном случае человек забывает Евангелие, потому что хочет забыть его. Потому что ему дороже другое. Ему свойственнее быть в той стихии, которая никак не связана с Евангелием. Можно, оказывается, читать Евангелие регулярно, каждый день, и видеть, что существует непроходимая пропасть между тем, что мы читаем, и тем, что мы делаем. Эту непроходимую пропасть создает то самое забвение, о котором говорит апостол Иаков.
Дни идут, еще один Пост подходит к концу. Сколько в жизни было таких постов! Жизнь проходит, конец приближается. Как говорится в Великом покаянном каноне, «закон изнеможе, празднует Евангелие». Неужели все было напрасно? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями, даже если мы будем знать его наизусть, пока мы не начнем читать его всей своей жизнью. Чтение будет бесполезным, повторением как будто очень понятных слов, но бессмысленным повторением. Если мы не будем учиться послушанию заповедям Божиим. И слово Божие, которое мы читаем, не будет становиться для нас законом жизни.
Но Господь говорит о большем. Он говорит, что кто слушает Его слова и понимает их, но не исполняет, тот потерпит великий урон, как человек, который построил свой дом на песке. «Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое». Может быть, лучше было для человека того, чтобы он не начинал строить. Лучше было бы ему никогда не читать Евангелие, не слышать этих слов. Невозможно никому избежать скорбей. И точно также никому невозможно рассчитывать на помощь Духа Святого без послушания Ему.
Такой была жизнь книжников и фарисеев: исполнение во всех мелочах закона и утрата всякой связи с истиной и глубиной Духа. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 25—28). А в другом Евангелии Господь говорит в связи с этим законнику: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34). Но это «недалеко» может быть бесконечным расстоянием, потому что, как говорится, от жизни до смерти один шаг. Первосвященники и книжники, распинавшие Христа, все без исключения могли правильно ответить на вопрос «что написано в законе», поскольку в их каждодневное правило входило повторять несколько раз в течение дня слова из Пятикнижия Моисея. Однако, как мы видим, повторение одними устами святых слов не приблизило их к Богу.
Или вот еще пример из Ветхого Завета. Великим постом мы читали его много, почти не читая Новый Завет, чтобы через чтение Ветхого приготовиться к чтению Нового. Когда у нас праздник Рождества Христова, Церковь упоминает о пророке Валааме. Ему дано было видеть будущее, понимать замыслы Божии, говорить о них. Но он был отвергнут Богом, и навсегда остался устрашающим примером великой неверности дару Господню. Такой человек может проповедовать слово Божие, открывать людям тайны жизни, благословлять и приносить жертвы, но при этом иметь нечистое сердце, далеко отстоя от Бога.
Валаам пророчествует о Рождестве Христовом и говорит, что имеет ведение от Всевышнего, а потом падает. Но очи его открыты. Несмотря на Божии дары, Валаам не отвращается от нечестия. В Соборном послании апостола Иуды и Втором соборном послании апостола Петра, показан его тяжкий грех. Он благословлял народ Божий, а затем поддался искушению соблазнить Израиль на поклонение Ваалу — идолу земного благополучия — со всеми чудовищными последствиями этого поклонения. Более того, он рад был получить мзду за научение других этому греху. Валааму было дано исключительное познание слова Божия, но его жизнь оказалась гнусным предательством Господа.
Почему Господь попускает быть такому? Чтобы мы не измеряли свою жизнь всякими откровениями и утешениями, и не искали их. Чтобы научить нас, что само по себе знание слова Божия и даже дар пророчества, если они не сопровождаются жизнью по слову Божию, не могут спасти нас. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22—23).
Итак, наблюдайте за собою, как вы слушаете, предупреждает Господь. Как будто Он хочет сказать, что мы не столько ушами слушаем, сколько сердцем нашим. И от нашей жизни зависит, что происходит с драгоценным словом Божиим. Мы либо убиваем его, либо оно начинает в нас жить и цвести. Слушание слова Божия, как и причастие святых Христовых Таин, никогда не бывает нейтральным, потому что и в нем, как и в причастии, предлагается вечная жизнь.
Как совершается в храмах чтение Евангелия? Вначале мы просим: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим». После чтения священник целует открытое Евангелие, то есть слова, которые в нем заключены, и мы приносим хвалу Богу: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы целуем Евангелие на воскресной всенощной, на исповеди, на молебнах — когда-то это было непроизвольным порывом чувств, а мы унаследовали его как священный обычай. Горе нам, если то, что другие совершали с трепетом, мы повторяем только по обычаю! Вслед за привычкой к святыне наступает то, о чем предупреждает Церковь всех нас перед причастием: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Но для того, кто вкусил и увидел, как благ Господь в Евангелии, никакое выражение благоговения и благодарности Богу не покажется чрезмерным.
Есть люди — и теперь, завершая Великий пост мы понимаем, почему они так делают, — которые приступают к чтению Евангелия только после поста и молитвы. «Никогда не приступай к чтению слова Божия, не помолившись, — предупреждает преподобный Исаак Сирин, — да не раскаешься». Есть люди, которые молясь наедине, читают Евангелие стоя на коленях, как преподобный Серафим Саровский. И есть люди, которые никогда не читают его без слез. Если они слышат: «оставь все и следуй за Мной», то, подобно святому Антонию Великому, воспринимают это слово, как обращенное лично к ним. И если они слышат: «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие», то презирая страдания и усталость, служат Господу. Это путь всей Церкви, всех, кто хочет быть Христовым до скончания века. И если они слышат: «блаженны изгнанные правды ради», то с радостью, что им дано пострадать за имя Христово, переносят самые ужасные унижения, поругания и гонения. Так было с самого начала, так было, мы знаем, недавно, и так будет всегда. И может быть, согласно Писанию, еще на большей глубине. Если они слышат: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть», то собираются вместе в храмах, чтобы бодрствовать и молиться за всенощным бдением и литургией. И наедине молятся столько, сколько нужно молиться, чтобы ощутить это присутствие крестного благодатного слова в своей жизни, защищающего их от всех бед. Если они слышат: «любите врагов ваших», то молитвой, отверзающей небеса, молятся за убивающих их — от первомученика архидиакона Стефана до первомученика последних гонений митрополита Владимира Киевского и Галицкого и преподобномученицы великой княгини Елисаветы, и святого мученика царя Николая Второго, — воздавая честь слову Христову.
По дару Христа заступничеством Пресвятой Богородицы, Которая слагала каждое слово Божественного Своего Сына в сердце Своем, по молитвам всех святых, которые потому святы, что исполнили Евангелие в жизни своей, да будет дано и нам услышать это слово во оправдание и освящение наше, в жизнь вечную. Во времена, когда слова теряют смысл, и человек, словесное существо, все более превращается в бессловесное, что может быть важнее, чем услышать слово Господне!
Протоиерей Александр Шаргунов