Скоро все будут испытаны на верность Господу

Слово в Неделю жен-мироносиц

Христос воскресе!

Сегодня Церковь прославляет святых жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима за их верность Господу, за любовь к Нему до конца — до Креста и до гроба.

В этот праздник мы размышляем о тайне женщины, о ее особенном христианском служении. Жизнь не могла бы быть без женщины, равно как и без мужчины. Здесь великая тайна участия мужчины и женщины в том, что совершает Сам Бог, — в творении новых людей. Участие в том, что совершает Господь, требует от мужчины и женщины любви, чистоты и понимания сокровенных глубин жизни.

И мужчина, и женщина одарены Богом. Каждый из них — своими особенными дарованиями, способностями, которые взаимно дополняют друг друга. Известно, как один христианин в древности написал радостное письмо своему учителю: «Теперь я не один, теперь меня стало двое, потому что я вступил в брак». И тот ответил ему: «Теперь ты стал целым, теперь ты обрел ту полноту, которая от начала и была предназначена Богом». И действительно, пока не обретают мужчина и женщина друг друга, они не могут чувствовать себя целыми, они чувствуют неполноту своей жизни.

Есть особое призвание — когда человек обретает эту полноту во Христе, совершая особый духовный, таинственный брак через единение с Господом. Но для этого требуется всепоглощающая любовь к Богу. Человек, который идет этим путем, узнает то, что дает ему Бог, больше, чем все остальное на свете.

Мужчина и женщина во взаимном дополнении друг друга так созданы, говорят святые отцы, что совершенно ясно, почему в браке они становятся одна плоть. Жена не сотворена, говорят они, из головы мужа — чтобы она не надмевалась над ним. Она не сотворена из пяты его — чтобы он не унижал и не попирал ее. Она сотворена из его ребра — чтобы он всегда чувствовал ее как самого близкого, единственного, рядом с сердцем находящегося человека. А все, что не так, — это искажение, отступление от Бога.

Бог сотворил одного мужчину и одну женщину в знамение того, что у мужчины и женщины должен быть один брак. Не много женщин для одного мужчины, как учат магометане или как говорят и осуществляют в жизни современные люди, отступившие от Бога. И не много мужей для одной женщины, а один муж для одной жены.

Мы знаем, что самая главная тайна женщины — это милосердие и целомудрие — дар, в котором женщина призвана не только не уступать мужчине, но превосходить его. Как жены-мироносицы оказались более мужественными, чем мужи-апостолы в тот момент, когда все стояли как будто перед абсолютным поражением, — так сегодня женщины, при всеобщем распаде, который мы наблюдаем в мире, особенно на постхристианском Западе, призываются прежде всего явить свое главное женское качество — целомудрие. Где женщина теряет стыд — там гибель нации, человечества, торжество сатаны. От женщины зависит сохранение семьи — малой Церкви, без которой не может существовать Церковь великая.

В сегодняшний праздник Господь напоминает нам, что бывают особые времена испытаний. Святой праведный Иосиф Аримафейский и святой праведный Никодим явили свое величие, когда все ученики разбежались. Когда иудеи — лютые волки, — поразив Пастыря, готовы были наброситься на овец, эти два человека отринули всякий страх и исповедали свою веру во Христа, уже как будто побежденного.

Когда все у нас благополучно, когда Бог дает нам необходимое, — нам нетрудно быть с Ним. Другое дело, когда приходят гонения на Церковь. Тогда, как показала жизнь, половина верующих, и больше половины, перестают быть верными Господу. Когда Господь дает благодать, для нас исполнять Его заповеди — легко и радостно. В раю человек, казалось бы, мог быть послушным Господу, отдавая Ему свою верность и любовь. Первая женщина не устояла и в благодати, а святые жены-мироносицы среди полного торжества зла, когда совершилось величайшее преступление в истории рода человеческого, являют верность Господу. Вслед за Божией Материю, Которая у Креста Своего Божественного Сына исповедует: «Аще и распятие терпиши, Ты еси Сын Мой и Бог Мой».

Последние времена приближаются, и наступает время, когда все будут испытаны на верность Господу. Не это ли произошло в 1917 году, когда, как говорит святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, все ничтожное, мерзкое, подлое, грешное, что есть в душе человека, было вызвано против царя-помазанника как хранителя Православия и против России. И сегодня мы наблюдаем, как все самое мерзкое, гнусное и растленное поднимается против Церкви Христовой во всем мире — не только в открытых кощунствах против Церкви и Бога, но и в открытом предпочтении зла.

Многие люди видят сегодня торжество греха и не воспринимают его. О чем это говорит? Только об одном: что они уже побеждены грехом, и зло господствует над ними. Кажется, сатана занял в сегодняшнем мире все главные позиции.

Наступает агония зла, агония врагов Христовых, когда они способны, прикрываясь порой даже христианским именем, пойти на уничтожение самой жизни. И мы видим, как эта война все более разгорается. Она давно уже идет, так называемая «третья мировая война», — против Православия, против тех, кто исповедует Христа. Да и против самой жизни.

Эта война будет продолжаться, говорит святая Церковь, до Второго Пришествия Христова, до воскресения мертвых. Она будет углубляться, достигая таких масштабов, что все, кто не захочет подчиниться зверю, должны будут уйти в катакомбы и там явить такое новое сопротивление злу, такую новую верность Господу, какую явили первые, самые верные Его ученики и жены-мироносицы. Это — первая любовь, о которой говорит Откровение Церкви, и которую мы должны всегда хранить. Это та благодать, которая дается человеку за верность Христу в самых скорбных и отчаянных обстоятельствах.

 Мы видим, как первые из людей, услышавшие весть о Воскресении Христовом, бегут с трепетом и страхом от гроба Господня. На небе это с ними было или на земле? Что они услышали, и какую весть они приняли? Можно ли представить в каком-либо воображении то, что было им сказано и то, что они увидели? Но это было самой высшей и единственной реальностью, какая только существует на свете. Это была победа над смертью, это было Воскресение Христово, которое принадлежит всем верным Господу.

Да будет дано нам научиться такой верности и любви, и понять, что только здесь единственный смысл нашей жизни. Чтобы и мы стали вестниками Воскресения и славы Божией всему миру, и привели погибающих в безверии и отчаянии людей к воскресшему Господу, ко спасению.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X