Слово на евангельское чтение в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Ин, 12 зач., 4, 5—42
Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Христос воскресе!
Согласно церковному преданию имя самарянки было Фотина, по-русски Светлана. Она получила это имя от Самого Господа, после того как была просвещена Им. Христос перевел ее от мрака к свету. Как Господь утолил ее жажду? Этот разговор у колодца Иакова поучителен.
Мы знаем, как на сердце у нас порой бывает темно — и не оттого что много скорбей, а оттого, прежде всего, что мы сосредоточены на себе, угнетены неправдой бунта против Бога, ожесточения и горечи. Но главной причиной нашей помраченности является, может быть, просто отсутствие подлинного общения, одиночество. Именно в состоянии такой внутренней оставленности женщина из Самарии встречает Христа.
Все становится другим, когда Господь просит у нее пить. У края колодца, где мы ищем утолить нашу жажду, Господь ищет нас первым. Он склоняется к нам, Он жаждет нас. Этот момент общения с нами Господа — самый важный для нас. Не отвернемся от Его лица, услышим Его голос, встанем перед Ним лицом к лицу: речь идет о непостижимо прекрасном человечестве нашего Бога. Если взгляд Христа коснется нашего сердца, Его свет начнет заполнять нас.
Наш разговор с Ним вначале похож на спор — у нас столько возражений и обвинений! Мы спорим с Ним и прячемся от Него, но Он не просто разбивает наши доводы, но всякий раз все глубже влечет к Себе. Он предлагает без конца Свою любовь, пока не наступит для нас час правды и истины. «У меня нет мужа», — говорит самарянка. Таково слово правды, когда мы признаем, что гонялись за химерами, пытаясь удовлетворить нашу жажду любви. Господь не отвергает нас, не упрекает нас, Он только просит быть правдивыми перед Ним. Благодаря этому наша жажда углубляется и встречается с Его жаждой.
«Вижу, что Ты пророк», — изумленно восклицает самарянка. Свет начинает восходить, мы уже не защищаемся, мы начинаем искать истину. Блаженны мы, если, как эта женщина, достигаем главного вопроса: где должно поклоняться Богу? Где найти нам это Все, Которое охватило бы всю нашу жизнь и заполнило бы все наше существо? Христос отвечает на вопрошание самарянки, открывая ей Бога Отца и необходимость поклонения Ему в духе и истине. Так приходит просвещение, потому что «всякий поступающий по правде идет к свету» (Ин. 3, 21). «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», — говорит с надеждой самарянка. Сердце ее открыто в ожидании света, она готова принять истинный свет. «Это Я, Который говорю с тобою», — слышит она от Христа.
Мы тоже можем оставить здесь и колодец, и наш водонос, потому что источник пробился: он в нас, и Господь напояет нас Духом Святым. Его свет обнимает нас, и мы не можем этого скрыть. Мы охвачены им до самых наших сокровенных глубин, хотя не обладаем им. Слово Господне просветило нас, и мы не в силах молчать. Мы выходим из храма, оттуда, где встретили Христа, и спешим в город, чтобы возвестить всем жаждущим любви, что мы нашли Того, Кого наше сердце возлюбило и Кого мы не знали раньше. Самарянка Фотина, Светлана, эта изумительная женщина — уже в Церкви, хотя еще не было Воскресения Христова и Пятидесятницы. Она возвещает ее зарю. Подобно ей, мы сподобляемся тех же и больших даров, «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор, 4, 6). Любовью самой человеческой, потому что эта любовь Божественная.
Протоиерей Александр Шаргунов