Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
Икона «Знамение» изображает тайну Рождества Христова и предстательство за род человеческий Божией Матери. В седьмой главе пророка Исаии есть рассказ о том, как был осаждаем со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали, как листья при сильном ветре в лесу. Однако Господь говорит через пророка царю Ахазу о двух соединенных армиях, окружающих Иерусалим: «Не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней». Пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).
Это событие напоминает не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех испытаниях, которым подвергаются люди до самой смерти, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас может быть либо самонадеянное упование на свои собственные силы, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее ложное смирение, когда мы исполнены такого уныния, бездерзновения, отчаяния, что уже не решаемся обращаться ко Господу и просить у Него помощи и знамения победы.
Об этом же свидетельствует и событие, через которое прославилась в нашем Отечестве икона «Знамение». Божия Матерь показывает нам, что с нами Бог и что каждому из нас, повторим еще и еще раз, угрожают две опасности. Одна — это безрассудно надеяться на свои собственные силы, а вторая, равная ей, и по существу того же внутреннего содержания, — когда мы унываем и полны мрачной покорности злу, как это происходит сегодня с нашим народом. И со всеми народами. Враги наши исполнены самоуверенности в надеянии на свои силы, а народ в массе своей пребывает в унынии. Как не вспомнить нам слова Господа, что кончине мира будет предшествовать «уныние народов»! (Лк. 21, 25).
Это событие произошло в 1170 году в Новгороде. Объединенные войска удельных русских князей окружили вольный город, чтобы укротить его. А новгородцы прошли крестным ходом с иконой «Знамение» вокруг городских стен и отразили превосходящие по силе и численности силы противника. Стрелы, выпущенные наступавшими, попали в лик Божией Матери на иконе. И тогда все увидели, как из глаз Пречистой истекли слезы, и Она обратила Свой лик к новгородцам, отвернувшись от тех, кто надеялся на свои силы. Тем же, кто вверял себя Ее заступничеству, подала скорую помощь и избавление.
Так было во все века. Самые ранние изображения «Знамения» мы можем видеть в римских катакомбах, в усыпальнице святой Агнии в Риме (IV век) или в Никопее, где Божия Матерь изображена с воздетыми в молитве руками (VI век). А один из самых известных древних образов — это икона IV века, именуемая «Оранта». «Оранта» значит «молящаяся». Богомладенец Спас Еммануил, «с нами Бог», изображен на этой иконе на щите, который держит Божия Матерь. «Се, Дева во чреве приимет» Бога — и наше спасение, наша надежда непоколебимы. Никто и никогда не может победить Бога. Но от нас зависит, прибегаем ли мы к Богу, к заступничеству Божией Матери, вверяем ли Им свою жизнь или надеемся на свои силы, а потом малодушно приходим в отчаяние, и уже ни на что не надеемся.
Икона «Знамение», как и другие почитаемые иконы Божией Матери в нашей Русской Церкви, имеет множество списков. Например, Абалацкая икона, которая прославилась в Тобольске, Царскосельская под Петербургом, и Серафимо-Понетаевская. На полях в клеймах этих икон часто изображаются святые, которые каким-то особенным образом связаны с молитвой к Божией Матери. Или они написаны по просьбе тех людей, которые обращались одновременно и к Божией Матери, и к этим святым.
Среди многих списков этого чудотворного образа следует выделить Курскую-Коренную икону Божией Матери, которая явила чудесное знамение накануне грозной катастрофы 1917 года. Тогда террористы нагло осаждали Церковь, разрушали устои православной монархии, создавая атмосферу страха перед приближающимися гонениями. В соборе южнорусского города на великий праздник под икону была подложена бомба. Все было тогда вдребезги разнесено, разлетелась чугунная сень, под которой находился образ Божией Матери, а сама икона осталась нетронутой, только треснуло стекло, и закоптился немного лик. Это было прообразом страшного взрыва в России — Церковь будет взорвана, но будет дано избавление. Матерь Божия не оставит нас. Но надо, чтобы и мы не отступили от Нее. Как не отступили от Нее те святые, которые обычно изображаются в клеймах этой иконы. Несомненно, к этим святым следует отнести весь сонм новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Каким был взрыв, направленный на разрушение всей нашей Церкви и уничтожение ее святынь в прошлом столетии, мы знаем. А теперь, судя по всему, готовится новый. Насколько он будет успешным, зависит от того, как мы обращаемся к Божией Матери. Понимаем ли мы, что то знамение, которое Она нам дает, поистине ничем неодолимое? Помним ли, что Бог так соединяется с судьбой каждого из нас, с душой и телом каждого человека, как соединился Он с Божией Материю, и все происходящее с нами Он берет на Себя? А Божия Матерь молится Своему Сыну о нашем заступничестве. Есть ли такая сила, которая могла бы разрушить нашу жизнь, может ли сама смерть быть нашим поражением, если Бог участвует в наших скорбях?
Протоиерей Александр Шаргунов