Слово в Неделю пред Воздвижением
Наступает великий двунадесятый праздник — Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. На всенощной праздника будет изнесен из алтаря на середину храма Честный Крест Христов для нашего поклонения. Это великое событие в жизни Православной Церкви, в жизни нашего Отечества и всего человечества. Крест Христов возносится над миром, Крест Христов становится виден для всех, чтобы мы узнали, что происходит с нами.
Мы будем приходить в храмы в этот день на всенощную, на Божественную литургию, народу будет больше, чем обычно. Не так, как на Пасху, но очень многие захотят поклониться Кресту Христову. Но просто совершить три земных поклона и поцеловать древо Креста — еще не принесет никакой пользы человеку, если его ум, его сердце не увидит то, что изображено на этом Распятии. Сегодня в Евангелии, в Неделю пред Воздвижением, Господь в кратких словах раскрывает нам тайну события, которое пророчески прообразовалось еще из глубины веков, за 1500 лет до пришествия Христа в мир, до Его спасительной Голгофы.
Во времена пророка Моисея избранный Богом народ чудесно был проведен Им через Чермное море после избавления от многовекового египетского рабства. За то, что этот народ, получивший такие милости от Бога, согрешал пред Ним, Господь попустил ему странствовать в течение сорока лет по пустыне, прежде чем он достиг Земли Обетованной. Но Господь тем не менее не оставлял Своей заботой этот народ. Хотя кругом была выжженная пустыня, Бог посылал необходимую для них пищу. Можно сказать — отборное мясо, когда птицы падали с небес к их ногам. И вместо обычного хлеба Он питал их небесной манной.
Однако вместо благодарности Богу Отцу, эти люди стали жаловаться на трудности, которые они переживали. Они стали вспоминать то, что было у них раньше, и роптать на Бога и на Моисея: «Зачем ты нас вывел из земли Египетской? Для чего ты даешь нам в пустыне одну и ту же пищу, в то время как раньше у нас были в Египте знаменитые египетские котлы?» Церковь вспоминает об этом на первой седмице Великого поста, когда мы вступаем в покаяние молитвой преподобного Андрея Критского.
Эти люди роптали на Бога. Какой неблагодарный народ! Посмотрите, сколько они получили от Господа, и какая неблагодарность! А разве мы отличаемся чем-нибудь от них? Разве Господь не облагодатствовал наш народ, нашу православную Россию особым богатством, просторами, благодатью, когда Он поставил православного царя, хранителя нравственности, благочестия? Разве сегодня мы, несмотря на то, что наказаны Богом за наши грехи, не принимаем от Него бесчисленные милости — разве не светит уже солнце, и нет у нас пищи, и нет воздуха и воды? Разве Господь не дает нам сегодня благодать? Но случись с нами какая-нибудь скорбь, какие-нибудь неприятности, мы начинаем уже жаловаться и роптать на Бога. А некоторые в своих скорбях доходят до того, что возводят хулу на Бога: «Для чего Он попускает такие скорби русскому народу? Почему мы так оставлены? За что мне дается такая скорбь? Почему мне такую судьбу послал Господь?»
Неблагодарность Богу и ропот — великий грех. Чтобы мы — все человечество, желающее жить осмысленной жизнью, а не жизнью животных, — поняли это, Господь преподносит нам урок. Он наказывает в пустыне богоизбранный народ, так что они внезапно оказываются окруженными со всех сторон ядовитыми змеями, которые нападают на них, и в течение нескольких минут великое множество людей в ужасных мучениях умирают. Если бы Господь не остановил это бедствие, то огромная пустыня стала бы кладбищем всего богоизбранного народа, и на ней можно было бы начертать слова Писания: «Оброки греха — смерть» (Рим. 6, 23).
Но когда народ увидел страшные бедствия, которыми поразил его Господь, он стал приходить в себя. Люди опомнились и с раскаянием бросились к пророку Моисею, говоря: «Ты человек Божий, умоли Господа, чтобы Он дал нам избавление». И великий пророк Моисей молился Господу: «Господи милосердный, помилуй этот народ, еще раз прости его, и дай этому народу избавление от ужаса, который он переживает; от смерти, которая поражает его». И милосердный Господь сказал Моисею: «Сделай медного змия и подними его на столпе посреди стана. Подними его так, чтобы все видели его, и когда люди будут взирать на него, они тотчас получат исцеление» (Числ. 21, 1—9). Моисей сделал так, как сказал ему Господь. Он сделал из меди змия и поднял его на столпе. И тогда эта страшная смерть прекратилась. Змеи, жалящие людей, перестали быть смертельно опасными для них.
Это событие является прообразованием того, что произойдет на Голгофе, и пророчеством о том, что происходит со всем родом человеческим. Пустыня — это земная жизнь. Человека жалит зло с самого рождения и до последнего его часа, до того, как он расстанется со своим телом. Бесчисленные змеи окружают жизнь человеческую со всех сторон. Это бесчисленные виды греха, которые поражают людей.
Неслучайно первый грех — когда Адам и Ева, прародители наши, согрешили, — явился в виде змия. И разве только каких-то отдельных людей жалит этот змий? Разве только Адам и Ева вступили в беседу с этим змием? Разве не участвуем мы все в этой беседе с ним? И разве не жалит нас диавол множеством жал своих — различными порождениями греха, находя тысячи путей для того, чтобы достать всякого человека? Он жалит смертельно, и яд свой смертельный изливает прямо в нашу душу. И не было бы никакого исцеления ни одному человеку, если бы не милосердный Бог, посылающий нам не Моисея, но Сына Своего Единородного. Бог, Который говорит, что произошедшее когда-то с богоизбранным народом, сегодня происходит со всем человечеством.
И только когда взор наш обращен ко Христу, ко Кресту Его, к медному змию, который поднят на столпе, мы получаем исцеление. Подобно тому как медный змий не имел в себе никакого яда, так Христос, будучи подобным во всем нам, будучи подобным во всем судьбе человеческой, приобщившийся всем скорбям, какие только есть в пустыне жизни человеческой, не имеет только греха. Не имеет этого жала, которым ранен всякий человек. И когда мы обращаемся к Нему не просто внешним взором, не одними устами исповедуем веру в Него, а всем сердцем, когда просим прощения у Него наших грехов, и умоляем об освящении всей нашей жизни, тогда Господь дарует нам избавление от всякого зла, какое только существует в мире.
Зло в мире предельно неистовствует, потому что сатане кажется, что немного осталось людей, которые на самом деле обращаются ко Христу и Кресту Его святому. Но мы будем знать эту главную тайну жизни: что такое грех и что такое смерть, и в чем наше спасение. Только Крестом Христовым даруется нам избавление. И Крест Христов столь же необходим, вернее — бесконечно больше необходим нам, чем он был необходим израильскому народу, когда он находился в пустыне, окружаемый змеями.
Только Кровь Христова может исцелять нас от смертельного яда греха, та Кровь, которой мы приобщаемся в святой Церкви. «Ибо так возлюбил Бог мир, — говорит нам сегодня Евангелие, — что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». «Сын и дадеся нам», — поем мы в Церкви в святейшие дни. И если бы Отец не дал Своего Сына на страдания и смерть ради нас — то враги Христовы не могли бы взять Его, возвести Его на Крест. Так возлюбил Бог мир, что нас, нечестивых людей, ничего незначащих без Бога, без Креста, спасает Своей смертью. И теперь, когда Он берет на Себя наши грехи, смерть не имеет над нами власти. Теперь Крестом Христовым радость приходит всему миру.
Дай Бог нам, когда мы будем целовать Крест Христов в день нашего великого праздника и каждый день, когда мы целуем Крест, входить в эту крестную радость нашего спасения.
Протоиерей Александр Шаргунов