Слово на всенощном бдении в Неделю 4-ю по Пасхе
Евангелие воскресное 4 (Лк, 112 зач., 24, 1—12)
В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли женщины ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
В эти дни Церковь радостно возвещает всему миру о Воскресении Христовом. Тот, Кто прекрасней всех сынов человеческих, был предан смерти, и теперь, прекраснее всех, возвращается к жизни. Он — Живой! Слыша эти слова, мы должны хорошо понимать их смысл. Воскресший Христос — Тот же, каким Его знали ученики, но Он уже не посреди их как раньше, Он уже не является им прямым образом. Переход через смерть преобразил Его. Вхождение в мир Воскресения превратило Его в новое творение. Вот почему, когда Он является ученикам, они не узнают Его сразу. Они узнают Его только верой.
Воскресший Христос уже не Тот, каким Он был до Крестных Страданий. Может быть, кто-нибудь думает, что у Него те же глаза, тот же взгляд, то же величие и та же простота, те же одежды, тот же голос, те же движения. Но это не так. Теперь, по Воскресении, Он реально присутствует среди Своих, но это присутствие может быть увидено только верой. Невозможно увидеть Христа нашими глазами, невозможно услышать Его голос, прикоснуться к Нему, взять Его за руку. И тем не менее Он здесь. Он может общаться с нами, мы можем общаться с Ним. Он может отдавать Себя нам, мы можем отдавать себя Ему. Вот во что дано нам веровать. Вот то, что мы призваны возвестить в это утро вместе со всеми верующими в Него.
Наши храмы переполнены в пасхальную ночь. Крики радости исходят из наших сердец. Но это не означает, что наша вера чиста как кристалл и что она всегда будет проста и легка как у младенцев. «В этот день, — говорит Христос, — вы не спросите Меня ни о чем». Но пройдет немного времени, и у кого-то из нас могут появиться вопросы. Вера не есть неподвижная реальность. Она может расти, и она может умаляться. Она может быть пламенной, она может становиться хрупкой. Обратим внимание, что в первые часы, в первые дни, когда Христос дал знамение Своего Воскресения, никто из Его учеников не поверил тотчас же, что Он воскрес. Ученики приходят к вере не сразу. Некоторые вначале просто отказывались поверить. Это должно ободрить многих из нас. Это должно дать нам лучше понять, что наша вера — Божественный дар, который мы должны постоянно испрашивать, что она живая реальность, и нормально, когда она проходит через охлаждение, через бури, через колебания и вопрошания.
Рано утром жены-мироносицы отправились ко гробу, узнаем мы из Евангелия от Луки, и обрели камень отваленным от гроба. Они вошли и не нашли там тела Господа. Какова была их реакция? Они не воскликнули: «Христос воскрес!» Нет, «они не знают, что думать», — сказано в Евангелии. Потребовалось слово ангела, напомнившего им о том, что говорил Христос, чтобы их вера пробудилась. «Вспомните, что говорил Он вам, находясь в Галилее: подобает Сыну Человеческому быть предану в руки человеков грешников, и в третий день воскреснуть». После этого пасхальный свет коснулся их. Они поняли, что произошло. Что же было дальше? Когда жены-мироносицы возвестили ученикам о том, что они пережили, те не отвечали как люди, расположенные верить чему угодно. Напротив. Слова жен-мироносиц показались им «пустыми». Пустыми! Так написано в Евангелии.
Тем не менее Петр отправился ко гробу. Он сам захотел удостовериться в услышанном. И вот, он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Петр по-прежнему не верит в Воскресение. Он спрашивает себя, что это значит. Но он придет к вере, и через несколько дней мы увидим его проповедующим среди толп народа. «Мы, апостолы, — скажет он, — свидетели всего, что Иисус совершил в Иудее и Иерусалиме. Они убили Его, повесили на древе. Но Бог воскресил Его в третий день».
Радуясь пасхальной победе, будем славить нашего Бога и благодарить Его за то, что Он избрал нас быть верующими в Него в этом мире отступничества и неверия. Вера в воскресшего Христа — дар. Да будет этот дар сохранен нами. Вера в Воскресение Христово — дар, который мы должны возделывать. Да будет дано нам бодрствовать над ним, чтобы вера наша возрастала. Вера в Воскресение Христово — дар, который зовет нас жить уже теперь воскресшими, «устремляясь к горнему, а не к земному». Да будет дана нам благодать быть всегда такими же, как в эти пасхальные дни. Вера в Воскресение Христово — дар, который мы не должны ревниво хранить лишь для себя. Это дар, который мы должны давать другим. Да будет дано нам, как первым ученикам Христовым, дерзать возвещать миру нашу веру. Христос воскрес. Он во веки Живой. И мы живые, если живем в радости и мире, которые Он дает Своим Воскресением.
Протоиерей Александр Шаргунов