Похвала Пресвятой Богородицы

Великий пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елисаветы — матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной.

За Божественной литургией в воскресенье Великого поста, после пресуществления Святых Даров, мы поем: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный». Это происходит, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию.

Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженносложенной молитвой. Эта молитва о всех в скорбях и нуждах сущих, о всех в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих, о всех, кто от нечистых духов стужаем, кто погибает в грехах. Эта молитва — о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, Которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу.

«Се, бо отныне ублажат Мя вси роди», — говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.

Один из самых величайших людей — пророк Исаия говорит: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами… — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда к нам приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка. А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.

Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, и тех, кто совершает дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так чтобы в роды родов, чтобы все человечество, всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви непрестанно возрастают, — такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает. Вся тайна жизни — в нераздельности двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. И Евангелие, посвященное Божией Матери, — о том, как начинается эта любовь, о согласии наших добрых дел и молитвы.

Обыкновенно в Марфе видят образ деятельной жизни, а в Марии — созерцательной. И делают соответствующий вывод: те, кто посвящает себя созерцательной жизни, избирают лучшую часть. Однако этот взгляд, несомненно, требует уточнения. Если это так, почему Господь не избрал исключительно созерцательный путь? И мы помним о тайне Страшного Суда. Самым драгоценным в очах Божиих окажутся конкретные проявления любви в течение всей нашей жизни. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» (Мф. 25, 35). Однако недостаточно много делать для наших ближних, недостаточно не жалеть сил ради их благополучия. Этого недостаточно, потому что самое важное состоит не в этом. Оно прежде всего в качестве отношений с теми, кого мы знаем и любим. Материальные блага, которые мы можем им обеспечить, никогда не заменят нашего понимания их и нашей любви по отношению к ним. Мы касаемся здесь исключительно важного измерения человеческой жизни. В каждом человеке есть глубокая потребность в любви — в принятии ее и в отдаче ее. Любовь нельзя купить. Она — качество сердца и дар сердца. Говоря о Марфе и Марии, Евангелие напоминает нам о главной реальности, которую мы часто упускаем из виду. Недостаточно делать нужное для тех, кого мы любим. Надо также и прежде всего находить время быть рядом с ними, слушать и слышать их, жить одной жизнью с ними.

Но слово Божие открывает большее. Если мы хотим следовать за Господом, мы должны быть в общении с Ним и в слушании Его. Его слово — богатство. Его учение — небесный свет. Его присутствие — благодать. Лучшая часть — это Он и Его слово. Ошибается тот, кто желая быть христианином, с головой погружается в активную деятельность и забывает при этом быть рядом с Господом, отчего его деятельность теряет смысл. Мария «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Слушала слово Его! Эти три ключевых слова Евангелия мы должны удержать в нашей памяти: слушать слово Божие, слово Христово. Разумеется, мы делаем это, приходя по воскресным и праздничным дням на богослужение и открывая дома Евангелие. Но не пора ли нам спросить себя: как мы принимаем это слово? Просвещает ли оно нас так, как должно просвещать? Помогает ли нам всякий раз, когда жизнь ставит нас перед выбором жизни и смерти, добра и зла, не колеблясь встать на сторону Христа? Святой Иоанн Златоуст советует нам не выходить из храма, не унеся с собой хотя бы несколько услышанных в нем слов, которые могли бы питать нас и наполнять смыслом и радостью наши труды в течение недели. Святые отцы говорят, что Пречистой Деве так дано было однажды услышать Слово Божие, что Оно стало в Ней плотью. Помним ли мы об этом, молясь Богородице? Слышим ли Ее слово, обращенное к нам: «Что скажет Он вам, то сделайте»? (Ин. 2, 5).

Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас. Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: «Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди». Кто смиряет себя, будет возвышен. Смирение Божией Матери может быть измерено через возвышение и ублажение Ее всем родом человеческим до cкончания века и в бесконечной благословенной вечности.

Чем больше открывается нам смирение и любовь Божией Матери, тем больше мы понимаем, как непостижимо далеко находимся мы от Ее совершенства. Но принося Ей похвалу, мы не можем не увидеть и другого значения в том, что Ее «ублажат вси роди». Эти таинственные слова относятся и к нам. Эта духовная связь с Нею и наше вступление в радость Господню дается каждому из нас. Для того чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чем идет речь. Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: «Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете».

Человек не может увидеть святость другого, если сам не причастен святости, которая дается только тем же Духом Святым. И потому ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу — значит таинственно вступать в Ее славу, в Ее вечное блаженство. Вступать, конечно, еще в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Ее славою, Ее смирением, Ее чистотою, Ее послушанием, Ее заступничеством, Ее любовью. Похвалу Божией Матери мы можем принести только мерою нашего слушания слова Божия и послушания ему, только нашим смирением, нашей чистотой, нашей любовью.

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X