Слово на евангельское чтение в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
Мф. 9, 27—35
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Евангелие об исцелении двух слепых и немого бесноватого — о тайне чуда и веры. Прежде чем совершить чудо исцеления, Господь спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они уже исповедали Его Сыном Давидовым, теперь их вера должна достигнуть исповедания Его Сыном Божиим, ибо только Бог может давать зрение слепым. И доныне этот вопрос Господа обращен к нам: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Веровать в силу Христову значит не только не сомневаться в ней, но предавать себя ей и устремляться к ней всем своим существом. «Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Господь опирается в исцелении на нашу веру. Он не вопрошает этих людей об их богатстве, о том, способны ли они заплатить Ему за исцеление, но только об их вере. Великое утешение для подлинно верующих, что Господь знает их веру и радуется ей. Хотя наша вера может быть слабой, хотя другие могут не замечать ее, хотя мы сами можем сомневаться, насколько она крепка, Господь знает, что мы веруем в Него. Все, кто обращается к Нему, получат по своей вере, а не по одному внешнему исповеданию. Подлинно верующие не должны сомневаться, что получат от Господа все, что обещано в Писании. И утешение Господне среди многих наших нынешних скорбей возрастает или ослабевает в зависимости от нашей веры.
«Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал». В подлинном добре, которое мы делаем, вернее, которое Бог делает через нас, мы не должны искать похвалы себе, но только славы Божией. Нашей заботой и нашим трудом должна быть польза других, а не наша известность и выставление себя напоказ. Но слава как тень, говорят святые отцы, следует за теми, кто бежит от нее. Исцеленные же, сказано в сегодняшнем Евангелии, «выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Хотя это может показаться извинительным как то, что было сделано ради славы Христовой, но не может быть оправдания тому, что было сделано против повеления Господа. Что бы мы ни делали и ни говорили с намерением прославить Бога, мы должны быть осмотрительными, чтобы наши действия и наши слова были всегда согласны с волей Божией.
Обратим внимание и на то, как было совершено исцеление одержимого бесом человека, который был нем. Сколько несчастий в этом исполненном слепоты и немоты мире, и как должны мы благодарить Бога за наше зрение и дар говорить! Непостижимы Божии дары, но мы не должны забывать: когда диавол овладевает душой, она становится слепой и глухой по отношению к добру, и немотствует в молитвах и хвалении Бога. Этот несчастный был приведен ко Христу, Который исцеляет не только тех, кто сами приходят к Нему, за их веру, но и тех, кого приводят их близкие, за веру других.
И вот последствия чудесного исцеления. Народ удивился, и было чему! «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Хотя немногие уверовали, но многие удивились. Удивление толпы бывает чаще, чем то, что требует подлинной глубины. Тем не менее были те, кто уверовал. «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Когда они не могли отрицать очевидности этих явных чудес, они приписывали их диаволу, как если бы чудеса исцеления могли совершаться его действием. В их словах не было ничего, кроме злобы и лжи, и адской вражды против Бога. Оттого что народ так изумлен, им надо умалить чудо, и ничего другого они не могут придумать.
Нам показано, что никому невозможно остаться нейтральным по отношению ко Христу. Одно и то же событие кого-то приводит к вере, кого-то заставляет хотя бы на время задуматься, а кого-то еще более ожесточает. Не зря говорят: глаз видит то, что чувствует сердце. Фарисеи видели Христа в союзе со всеми злыми силами. Не так ли было с гадаринцами после исцеления бесноватого, когда они со страхом просили Господа отойти от пределов их? Тех и других подвигало на это их внутреннее устроение.
Чем объясняется такое неверие? Почему для фарисеев живая вера оказывалась смертным грехом? Прежде всего потому, что всю духовную жизнь они сводили к соблюдению внешнего закона. Все великое и святое для них могло быть только в прошлом. И когда пришел Христос с благодатной верой и новой жизнью, с подлинной религией, это вызвало у них ненависть. Они возненавидели Его, как когда-то их отцы ненавидели пророков. Кроме того, они были слишком исполнены гордости и самодовольства, чтобы подчиниться истине. Они были так довольны собой, что не видели необходимости что-либо в своей жизни менять. И они ненавидели всякого, кто хотел изменить их самих. Покаяние — это единственные врата, через которые все люди без исключения приглашаются войти в Царство Божие. А покаяние означает способность признать, что мы ходили до этого ложными путями, осознание, что только во Христе возможно обрести подлинную жизнь, только в подчинении Ему и Его воле, и силе. Потому что только Им мы можем стать другими. И наконец, фарисеи настолько заранее были предубеждены против Христа, что не могли увидеть Его таким, каков Он есть. Они были так ослеплены собственными идеями, что не видели во Христе правду и силу Божию. Толпы смотрели на Христа с изумлением, потому что это были простые люди, знающие беду и нужду. И им открывалось, что во Христе их беда и нужда может быть утешена самым поразительным образом. Христос всегда чудесно явится тому, кто, обращаясь к Нему, остро сознает свою нужду. И чем глубже это осознание, тем чудесней является Христос. Святые отцы говорят, что мы еще не начинали настоящей духовной жизни, если не видим, что находимся в смертельной опасности, и, подобно утопающему, не взываем: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Человеку с острым чувством беды и нужды дано будет видеть чудеса во Христе Иисусе. А кто упорствует в своих заблуждениях, кто уверен, что он никогда и ни за что не переменится и никому не уступит, кто горд своей самоправедностью, кто так ослеплен своими предубеждениями, что теряет способность видеть, тот всегда будет противиться Христу, ненавидеть Его и искать подобно этим фарисеям, как погубить Его.
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Эти последние слова, заключающие сегодняшнее Евангелие, — напоминание всем верующим, получившим исцеление от Господа, что Церковь, к которой они принадлежат, призвана к благовестию Евангелия не знающим Христа. Мы живем в век неверия и неопределенности, когда люди перестают быть уверенными в чем бы то ни было. Никогда не было такого времени, когда люди нуждались бы в истине так, как сегодня. Церковь должна быть вестником несомненной истины, которой все люди призваны жить. И мы тоже должны быть способны сказать: «Я знаю, в Кого я уверовал». Трудность заключается в том, что мы должны проповедовать христианство не словами о нем, но живя им. Не столько спорить о вере с невежественными людьми, сколько показывать им, что такое христианство. Не столько говорить о Христе, сколько являть Его. Потому что святой, как говорит апостол Павел, это тот, в ком живет Христос. А мы все, уверовавшие во Христа и во Христа крестившиеся, призваны к святости. К тому, чтобы свидетельствовать о новой жизни не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие по дару Христа.
Протоиерей Александр Шаргунов