Слово в Неделю по Воздвижении
Продолжается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Быть святым значит приносить неложное поклонение Кресту. В этом святость всех святых. И в этом наше призвание. Перед отданием праздника Воздвижения Церковь совершает память святых мучеников и исповедников — благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора, которые пострадали в середине XIII века, после того как русская земля оказалась под татарским игом.
Чтобы получить от хана Батыя ярлык на княжение, надо было поклониться кусту и огню, как требовал этого языческий обычай. Но святой благоверный князь Михаил и болярин его Феодор предпочли смерть за Христа, верность Ему, нежели те блага, которые обещало им отступление от Господа. Очень важно в этом событии — то, что многие князья, весьма достойные, уважаемые народом, уговаривали благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, чтобы они поклонились, как требовали от них, а потом плюнули на эту мерзость, и продолжали жить как христиане. Они добавляли, что возьмут этот грех на себя: «Вы так нужны русским людям, что стоит ли из-за какого-то идола жертвовать своею жизнью?»
Христос говорит в Евангелии, что жизнь без Него не имеет никакой цены, что бы человек ни приобретал. Она не имеет никакого значения, чего бы человек ни достигал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Все перевернуто как будто, но все предельно ясно. Оказывается, погублением души — то есть смертью за Господа — человек может приобрести больше, чем всеми трудами и подвигами, которые он совершал в жизни. И так бывает очень часто. Так и было с этими святыми, которые своей смертью спасли русскую землю.
Известно, что татаро-монголы были не столь жестокими по отношению к христианской Церкви, по сравнению с тем, что пришлось нам наблюдать в последующей истории. Почему? Ведь первоначально они были настроены совсем по-другому и требовали от русских князей, от всех православных христиан, с которыми они вступали в общение, обязательного поклонения языческим идолам. Однако видя, как люди предпочитают смерть поклонению идолам, хан Батый поколебался в своей решимости и отменил прежнее распоряжение.
Судьба русской земли зависела от этого подвига. Если бы все рассуждали так, как эти вполне благочестивые князья — что можно иногда пойти на компромисс, можно ради спасения лучших людей поклониться кусту и огню (потом это будет коммунистический идол, а сегодня — уже другой идол) — то история сложилась бы иначе, и на долгие века продлилось бы татаро-монгольское языческое иго над русской землей. И само Православие подвергалось бы опасности уничтожения. Так всегда происходит в жизни: рано или поздно человек должен встать перед решающим выбором.
Господь принес Себя в жертву за спасение всех. Но мы должны быть способными принять этот дар. Для каждого из нас непременно наступит момент, когда мы должны будем либо пожертвовать верностью Христу и Его Кресту, чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своей земной жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует.
Все зависит от того, какие ценности являются определяющими для нас. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь, а потом может оказаться уже поздно. Человек может быть готовым пожертвовать честью ради выгоды. Человек может желать материального успеха и мало задумываться о том, какой ценой этот успех достигается. В мире, как мы видим, все больше соблазнов «выгодной бесчестности». «Выгодно быть нечестным», как сказал один известный православный публицист по поводу октябрьских событий 1993 года.
События эти показали, что на самом деле очень немного людей, которых нельзя купить за большие деньги. Выявилось не только благородство и жертвенность — тех, кто были защитниками законности и нравственности и жизнь свою положили, чтобы не допустить уничтожения России. Но как много и тех, для кого все определяют простые земные выгоды. И за желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, чтобы прибавить это к своему земному богатству. Однако что может дать человек взамен души своей? Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы нас приобщить Своему богатству.
Человек может жертвовать принципами, чтобы понравиться людям. Очень часто такое бывает в жизни, когда наша твердость может не нравиться другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Не просто растлители, развратники могут нравиться большинству, а убийцы, преступники, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет со многими в роде человеческом, когда придет время антихриста. «Не Его хотим, не Христа, а хотим Варавву, преступника. Он больше нам нравится».
А кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что следует руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. И наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который может быть тоже обманут, а что скажет, какой суд о нас изречет Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом; что нравится улице, то легко, само собой получается.
Кто-то может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению. Вообще говоря, мы уже дожили до таких времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Не мог человек трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением разврату, магии — все общество было пронизано этим. И сегодня мир возвращается к такому же.
Женщина может предпочитать жизнь наслаждений жизни долга и труда. Необязательно выбирать распутный образ жизни. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.
Человек может истратить свою жизнь, чтобы приобрести что-то незначительное и потерять значительное. Чем дальше идет жизнь, тем очевиднее становится, что с годами раскрывается ценность истинных вещей, раскрывается правда всех событий, раскрывается, что значит собой каждый человек. То тайное, которое раскроется до конца на Последнем Суде, становится явным еще в земной жизни. И с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, и человек все более понимает, что он оказался у разбитого корыта, что жизнь его сокрушена. Господь предупреждает нас словом Своим, что за одно мгновение можно погубить вечность. И можно всю жизнь свою так построить, что она будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на все происходящее глазами Христа. Если не научимся оценивать свою жизнь и свою смерть в свете Креста Христова.
Какую любовь явил Господь на Кресте Своем! Он пришел к нам, совершенный Бог, потому что Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики. Людям трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И когда люди по-прежнему не могли поверить в Его любовь, они захотели испытать ее на деле, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь показывал им в Своей земной жизни. Для этого они возвели Господа на Крест. Весь род человеческий возвел Христа на Крест, чтобы убедиться, что Его любовь — до конца, что она не колеблется и раскрывается в полноте, когда приходят самые предельные испытания. И эта новая жизнь, которая раскрывается Крестом Христовым, эта слава Воскресения и Креста Христова, которая дается нам в Церкви, должна быть явлена нами в нашей жизни.
Не для того нам Господь ее дает, чтобы мы превозносились перед другими людьми этим особым знанием. Да, христианин — это тот, кто отличается от всех других людей. Святой («агиос») — в переводе на русский язык с греческого «отличающийся, отличный от других людей». Но мы ничем от других людей не отличаемся, ничего другого в отличие от них не имеем, кроме этого знания, а потому и другого отношения ко всему, что происходит в жизни, другого отношения ко лжи и ко греху, и к смерти.
И как мы подвергли этому испытанию Самого Господа и до сих продолжаем испытывать Его любовь нашим маловерием и всей нашей греховной жизнью, снова возводя Его на Крест, так Господь, конечно же, имеет право и хочет испытать нашу ответную любовь к Нему. И потому Он ставит нас перед выбором, решающим все.
Дай Господь нам быть христианами — теми, кто поклоняются Кресту Христову, славе Его любви, Его жизни, участвует в Его уничижении, которым хочет окружить Его мир здесь, чтобы и слава Господня принадлежала нам вовеки.
Протоиерей Александр Шаргунов