9 апреля — Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим напоминает во многом Преображение Господне, где среди великой славы возвещается о Его исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. И нам впору воскликнуть, как апостолу Петру на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Ныне Христово торжество, но не то, которое Он явно показал избранным ученикам Своим, а то, которое великой надеждой предлагается теперь всем людям. Нет знамений, открывающих Божественный мир: горы Преображения, света, облака, покрывающего всех. Но то же величие и слава.
Вход Господень в Иерусалим — это наш вход в Страстную седмицу с Господом, где мы будем идти от ликующего торжества ко Кресту, от Креста — к ликующему торжеству Пасхи. Этот великий пасхальный переход, прежде чем ввести нас в славу Воскресения, открывает нам врата смерти. Наступают страшные и великие дни, в течение которых совершится спасение мира. Христос и с Ним все человечество должны пройти от смерти к жизни, от уничижения к славе, от мрака к свету, от отчаяния к надежде. Но прежде чем праздновать через неделю Пасху Господню, мы должны в эти дни принять своей жизнью Его уничижение. Если мы хотим участвовать в Его славе, мы должны приобщиться Его смерти на Кресте. Божественному и человеческому истощанию.
Придя в мир, Христос не теряет Своего Божества, но сокрывает Свою славу, «зрак раба приим». И по Своему человечеству Христос доходит до предельного обнажения. За восторженными криками толпы, приветствующей Его цветущими ветвями, невозможно не видеть сегодня исполненные ненависти взгляды Его врагов. В течение этой последней недели Он примет следующие один за другим удары, которые постепенно лишат Его всякого достоинства. Он будет лишен верности апостолов, и их малодушное оставление Его будет для Него несравненно горше, чем заплевания и заушения слуг первосвященников и римских воинов. Он будет предан одним из Своих учеников, который совершит это предательство сразу же после Тайной Вечери. Он будет обнажен от всякой человеческой чести, когда будет стоять перед улюлюкающей толпой в багрянице шутовского царя, в терновом венце и тростью вместо скипетра. Он будет обнажен от Своей власти, когда позволит вести Себя на смерть, в то время как одно слово Его уст могло бы уничтожить все армии кесаря. Он будет обнажен от поддержки Отца Небесного, когда будет до кровавого пота молиться в Гефсимании, и в ответ услышит только молчание. Он будет обнажен от возможности утешить Свою Пречистую Матерь, когда видение Его страданий пронзит Ее душу. Он будет обнажен от Своих одежд перед любопытными и насмешливыми взглядами — Великий Побежденный, Непорочная Жертва за спасение мира. Его обнажение по Своему человечеству будет полным. Однако это будет вольное обнажение. В Своем Божестве Он обнажится от славы, равной Отцу. Но Он скажет также, что никто не отнимает у Него жизнь, но Он Сам отдает ее.
Что принесем мы Господу в ответ на Его непостижимый дар? Мы слышали в сегодняшнем Евангелии о Его трапезе в доме Марфы, Марии и воскрешенного им Лазаря. И о двух образах встречи идущего на смерть Христа — Марии и Иуде. Сердце Марии разрывается от любви ко Господу. У нее было драгоценное миро нарда пистикийского. Это миро она возливает на ноги Спасителя. А безблагодатный Иуда упрекает ее за пустую трату. Иуда — один из учеников, апостол, проповедник Евангелия — осудил любовь ко Христу. Невозможно видеть — особенно среди служителей Божиих — тех, кто гасит проявления благочестия и любви. Но это был тот, кто предаст Христа. И станет вместе с первосвященниками, предающими Его на смерть.
И Церковь показывает нам щедрость любви. Мария взяла самое драгоценное, что у нее было, и истратила все для Господа. Она все отдает и сожалеет только о том, что не может больше дать. В этой любви — ее вера в Него как в Мессию, Христа, Помазанника Божия. Божий Помазанник должен быть и нашим Помазанником. И мы должны изливать на Него благоухание нашей любви. Пока проповедуется в мире Евангелие, вся Церковь будет наполняться благоуханием помазания Марии, в память того, что она совершила. Как наполняется она сегодня, в праздник Входа Господня в Иерусалим, «ангелов хвалением и детей воспеванием», и любовью тех, кто любит Его поистине больше чем мир и все, что в мире.
Протоиерей Александр Шаргунов