О втором призвании апостола Петра

Слово на утрени в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Евангелие воскресное 11-е (Ин, 67 зач., 21, 15—25)

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Мы слышим Евангелие о втором призвании апостола Петра, решающем. Два евангельских повествования о его призвании — одно, до начала общественного служения Христа, и второе, после Воскресения — раскрываются параллельно. В обоих случаях они начинаются чудесным ловом рыб. Первый раз — молодой неизвестный Учитель Израиля, с Которым как бы случайно встречается Петр, второй раз — Некто, стоящий на берегу, в Котором Он еще не узнал своего Господа. В обоих случаях — неожиданный, невероятный улов открывает глаза Петра. В первый раз он припадает к ногам таинственного Чудотворца, во второй раз — по простому слову впередсмотрящего возлюбленного ученика: «Это Господь» — он узнает воскресшего Христа. И не колеблясь ни на мгновение, не помня себя от радости, Петр бросается в воду и спешит Ему навстречу.

Между первым и вторым призваниями прошло три года, которые Петр прожил рядом с Господом и научился лучше видеть себя. И если внешне оба повествования о призвании остались похожими, то это, вне сомнения, для того, чтобы мы увидели в этом свете, до какой степени близость их отношений углубилась.

Две другие подробности перекликаются друг с другом в обоих описаниях. Прежде всего, служение, вверяемое Петру. «Отныне человеков будешь уловлять» — в первом случае, и «паси овцы Мои» — во втором. Затем также дважды повторяемое указание, более или менее ясное, более или менее прикрытое, на грех Петра. При первом призвании сам Петр признается в нем: чудо, совершенное Господом у него на глазах, убедило его, что не может быть ничего общего между этим Праведником, Которому зримо содействует Бог, и тем грешником, каким он является: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8). При втором призвании намек на грех Петра исходит из уст Господа, но так бережно и с такой любовью, что только Петр, может быть, слышал его. Он опечалился, сказано в Евангелии, оттого что Господь спрашивает его три раза подряд: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Трижды слышен этот вопрос — не как упрек, но как то, что дает Петру возможность решительно обозначить отношение к своему тройному отречению. Каким образом? Очень просто — большей любовью.

Именно в этом вся разница между первым призванием и вторым, между призванием Петра, неискушенного послушника, и призванием Петра, который всего за три небольших года достиг такой духовной зрелости, что Господь решается доверить ему быть первоверховным апостолом в Своей Церкви. И это то, о чем Он сказал Петру на Тайной Вечери: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 21, 31—32). И это произошло. Петр должен был первым пройти через сеяние испытаний вслед за Господом, но не в славе, как он хвалился, а в смирении падения и в слезах покаяния.

Он был спасен молитвой Господа и Его взглядом: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» — этим взглядом, исполненным такого сострадания и любви, в тот самый момент, когда Петр был повержен на землю, раздавленный собственным падением (Лк. 22, 61). Только любовь Господа, которую Петр увидел в Его взгляде, вывела его из этой бездны отчаяния и поставила на ноги. И вера его не оскудела. Вот почему теперь Петр, тоже трижды, без тени сомнения может ответить: «Господи, Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Для него, как и для Марии Магдалины, грешницы, открылся свет Воскресения. Оттого что много ему прощено, он может возлюбить много (Лк. 7, 47).

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X