Толкование на евангельское чтение в Неделю 33-ю по Пятидесятнице
Лк, 94 зач., 19, 1—10
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Столь важное место занимает Великий пост в нашей жизни, что Церковь больше чем за месяц начинает нас вести к нему. Среди обыденных забот мы должны приучить себя к мысли, что нам этого не избежать. Мы к этому заранее должны подготовиться, как к самой главной молитве, от которой зависит все, что будет с нами здесь и в вечности, как к решающему испытанию нашего сердца, в котором так просто не устоять, как к смерти, которой мы будем умирать в эти дни, приобщаясь смерти Христовой, как к нашему воскресению, которое будет нам даровано в пасхальную ночь Его Воскресением.
Снова мы слышим за литургией этот короткий и волнующий рассказ о Закхее (Лк. 19, 1—10). Снова проходит Христос через город, и снова бежит по улице на глазах у всех этот маленький человек, обгоняя толпу, потому что ему ничего не видно из-за чужих спин и голов. И вот, к изумлению всех он влезает на дерево. Очень точно он рассчитал, что именно здесь будет проходить прославленный Учитель, и сверху он сможет хорошо разглядеть Его. Что это с Закхеем произошло? Может, он просто странный такой человек — юродивый, или немножко поэт, или сгорает от любопытства, как мальчишка? Никогда ничего такого за ним не замечалось. Никогда не было у него ничего романтического или возвышенного, наоборот, он вполне земной, всегда самый практичный, сугубо материальный человек. Быть начальником над сборщиками налогов у римских оккупантов, быть презираемым всеми вымогателем-богачом и держать своих хитрых работников в подчинении, — какую властность и какой изворотливый ум надо иметь! Какую надо иметь способность выслуживаться перед чужеземцами — ну, хотя бы для того, чтобы тебя не сняли и другого не поставили начальником!
Для чего же ему надо было увидеть Христа, чего ему в жизни не хватало? Власть и деньги, здоровье и, наверное, жена, дети — все у него было. Не было только чего-то главного, о чем возвещает новый Учитель и без чего нет покоя душе. Ему надо было увидеть Христа своими глазами, а не чужими. Он не такой человек, которому достаточно рассказа.
Размышляя о Закхее, я вспоминаю одного простого, сделавшего большую карьеру в советские годы человека, который на вопрос, верит ли он в Бога, ответил: «Верить — не верю, а все чего-то боязно». И когда его собеседник убеждал его в том, что есть жизнь после смерти, он сказал: «Я бы согласился на любые нескончаемые мучения ада, только бы жизнь не кончалась». Может быть, Закхей и сам не заметил, что залез на дерево, вернее, взлетел на него? Может, его какая-то сила подняла? Его ангел-хранитель? Он увидел Христа, и уверовал. Христос назвал его по имени, потому что Он всех нас знает. В имени заключено то единственное и неповторимое, что есть в каждом человеке, то сокровенное, что дано ему от Бога. Бог назвал человека по имени — как душу его окликнул, назвал его и позвал: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Я видел это коренастое дерево в Иерихоне, широко раскинувшее свои ветви, и залезал на него. Многие в нашей паломнической группе не могли удержаться от этого, как бы желая ощутимее прикоснуться к чуду. А может быть, это просто дерево, выросшее от того дерева? Неважно. Как это было со мной, как позвал Он меня и вошел в мою жизнь? Как это было с вами? По-другому, чем у меня. Но, в конце концов, то же самое было у каждого, как у Закхея, — Он пришел, и мы приняли Его, не помня себя от радости: неужели такое возможно?
Это рассказ о том, что было со мной и со всеми, кто знает Его. Если бы каждый из нас мог поведать о том, как открывалась ему вера, мы бы изумлялись без конца богатству милосердия Божия и разнообразию переживаний. И никто из нас никогда бы не смог ни себе, ни другим объяснить, почему это именно с ним случилось, в то время как он — грешник, грешнее других. Это слишком очевидно. Это видно со стороны, как у Закхея, когда посещение его Христом даже вызвало ропот у всех, почему Он зашел к грешному человеку, как будто Христос не для того пришел в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее».
Поразительное дело! Фарисеи, которые в своей праведности поворачивались спиной к грешникам, из-за этой религиозной суровости и надменности отвергли Того, Кто пришел избавить человека от несчастья греха. Закхей же сказал Господу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». И это не минутный вдохновенный порыв. Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником святого апостола Петра и вместе с ним проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину. Тем, кто убивал его, он благовествовал о Христе, отдавая за них и самую жизнь свою. Он знал, что Господь требует от него любить всех людей до полноты Своего благодатного дара, который Он дал ему.
Мы часто удивляемся, почему порой Господь в час Своего посещения — в час благодати или решающих для всех испытаний — избирает как будто совсем незначительных, недостойных и далеких от Него людей, а люди, как будто благочестивые, бескомпромиссные и добрые, внезапно оказываются в стороне. Это потому, что Господь — Сердцеведец, Он знает сердца, и, как говорит апостол Павел: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»(Рим. 8, 29—30).
Что хочет сказать нам Церковь этим Евангелием о Закхее накануне Великого поста? Прежде всего — что для Бога никто никогда не потерян, потому что душа у каждого человека — живая, и Господь дал каждому человеку возможность покаяния. Но покаяние бесполезно, если наши дела говорят о другом. Однако самое главное — глубина сердца. Господа не обманешь. От Него не скроешься никаким постом, никакими добрыми делами, ни даже молитвой, потому что Господь видит глубоко и любит до конца. Он хочет дать нам всю Свою благодать Креста и Воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов