Слово на утрени в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Евангелие воскресное 6-е (Лк, 114 зач., 24, 36—53)
Когда ученики говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.
Многие люди видели Христа своими глазами, слышали Его, говорили с Ним, знали о необычайных чудесах, которые Он совершил. Даже, может быть, сами были их свидетелями. Но эти люди не поверили в Него. Они не увидели в Нем Спасителя. Напротив, они «отвергли Его, предали и убили Его» (Деян. 3, 13 — 15).
По Воскресении Христос неоднократно являлся Своим ученикам. Когда происходили эти события, у них не было ликования, скорее изумление и сомнение. «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24, 37). Нужны были такие убедительные доказательства, чтобы они не смогли не уверовать в Него. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите», — говорит им воскресший Христос. И даже этого было недостаточно. Он должен был вкусить перед ними часть печеной рыбы и сотового меда.
Когда мы узнаем об этом, мы не должны удивляться, что немало христиан в разные века и в различных ситуациях испытали искушение отвергнуться Христа или, по крайней мере, терзались сомнениями: «На чем зиждется моя вера? Есть ли у меня основание верить? Не иду ли я по ложному пути?» Сколь многие задавались этими вопросами, и задаются, конечно же, сейчас. Если бы нам даны были столь же ясные знамения, что и первым ученикам, — видеть Христа, касаться Его, слышать Его, — тогда все было бы намного проще! Но эти знамения нам не даны. И мы напрасно их ждем. Видеть Христа нашими телесными глазами, касаться Его руками, слышать Его нашими ушами, присутствовать за одной трапезой с Ним — как это было с первыми учениками после Воскресения — этого нам не будет дано никогда. Что же нам делать? Сказанное выше совсем не означает, что мы в полном мраке неведения, и нам не на что опереться, чтобы обрести неколеблющуюся веру.
Христос сказал апостолам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои». А нам Он говорит: «Посмотрите на Моих учеников. Исследуйте внимательно то, что они пережили. Примите их свидетельство. Доверьтесь их слову. Я послал их к вам». И Он говорит нам: «Посмотрите на верующих, которые вокруг вас. Посмотрите на Церковь. Посмотрите на малых и на великих в ней, верующих в Меня. Посмотрите на всех них, соединенных со Мной до самой сокровенной глубины. Посмотрите на их дела. Поговорите с ними. Испытайте их веру. Попросите их дать отчет о своем уповании. Это поможет вам. Встретив подлинно верующих, вы приобщитесь их вере, если вам дороже всего на свете истина. Их вера утвердит вашу веру».
Есть еще один совет для укрепления веры, который дает нам апостол Иоанн Богослов: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 2, 3). Христианами становятся, живя по-христиански, и только так не перестают быть ими. Искренне нудя себя привести свою жизнь в соответствие с требованиями Евангелия, узнают истинность того, чему учит Христос. Кто будет следовать по пути, обозначенному Евангелием, неизбежно встретит на нем Христа. Чтобы веровать, надо жить Евангелием. Надо жить как Христос, по дару Христа, чтобы веровать в Него.
Но как быть, если сомнения все-таки остаются? Следуя этим путем, будем ли мы защищены от всякого сомнения, будем ли жить в свете, где нет никакой тьмы, и в покое, неподвластном никаким возмущениям? Разумеется, нет. Вопросы, не получающие ответа, в полноте удовлетворяющего нас, и даже искушение оставить Христа, могут быть у нас, пока мы живем на земле. Небесный свет дается нам, когда касается нас благодать Святого Духа. Этот свет приходит и уходит, оставляя нас наедине с миром, в котором мы живем. Полнота этого света принадлежит будущему веку. А быть всегда лицом к лицу с Господом невозможно, пока мы здесь! Здесь нас всегда ждут все новые и новые испытания и трудный переход через них. Вера — самый великий дар. Но это также сражение, поиск истины и жизни по правде каждый день. Бог любит тех, кто живет верой взыскующей благодати, не исключая тех, чья вера еще очень хрупка. Но всякому, кто ищет, Он дает благодать найти. И тому, кто стучится, отворяет. «В доме Отца Моего обителей много, — говорит Христос, — и наш Отец Небесный ждет всех нас».
Протоиерей Александр Шаргунов