1 августа — память преподобного Серафима Саровского
Откуда эта все возрастающая во времени любовь православного народа к преподобному Серафиму? Господь показывает две особенности его подвига. Во-первых, у него было исключительное сострадание к горю людскому, которое раскрылось в полноте как завершение пути его. Мы помним, как по благословению Божией Матери принимает он после многолетнего затвора бесконечные толпы страждущих, больных и нищих. И это служение его продолжается до сегодняшнего дня, и будет длиться до скончания века.
Во-вторых, он сам вольно приобщился этому страданию, от всего отказался, от юности своей, оставив богатый купеческий отчий дом, взяв с собой только медный крест — материнское благословение. Мы знаем все эти подробности его жития — как он питается снытью травой, как избивают его разбойники, которые ищут у него богатство, а находят только две картофелины, как предупреждает он Церковь, что «бытоулучшительная партия» погубит Россию и приведет мир к антихристу. И у нас всегда перед глазами стояние тысячу дней и ночей на камне с непрестанной молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешному» этого человека, который и среди славы Фавора называл себя не иначе как «убогим Серафимом». А Господь всю жизнь утешал его чрезвычайными дарами благодати, вводя туда, где могут быть только избранные апостолы и где Божия Матерь неоднократно свидетельствует: «Сей от рода нашего».
Неслучайно в день памяти преподобного за Божественной литургией мы слышим Евангелие о заповедях блаженства. И первая из них — «блаженны нищие». С первых слов Своего благовестия Христос задает тон, который охватывает все, что нам надо услышать. Нищие, жаждущие и алчущие, плачущие, отвергнутые — одним словом, все несчастье мира Господь называет счастьем. Этому принадлежит Его Царство, без этого — Его Царство не может наступить.
Какими обманутыми оказываются те, кто столь отважно сражался, чтобы не было на земле несправедливости и несчастья. «Напрасный труд», — как бы говорит им Господь. И какое разочарование для тех, кто надеялся когда-нибудь уничтожить здесь всякую нищету, услышать из Его уст, что нищих всегда будете иметь, а Его не всегда (Мф. 26, 11), что нищета не может не сопутствовать им. Значит, там, где сосредоточена вся нищета мира, и будет его Царство? Но почему и как?
Первое объяснение очевидно в евангельском благовестии: нищие и малые сии — таинство Господа. Никогда не бывает так близок Господь к нам, как там, где нищета во всех ее видах. Принять бездомного, накормить голодного, одеть нагого — значит, необманно, реально коснуться Господа. «То, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Но есть и второе объяснение: встреча нищего и Господа — таинство нашего спасения. Это значит нищета — место, где осуществляется чудесный обмен между Богом и человеком, между бесконечно богатым и безмерно нищим, между Спасителем и грешником. «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились» (2 Кор. 8, 1). Из-за нашей всеобщей нищеты Бог послал Своего Сына Единородного воспринять нашу плоть, стать нищим среди нищих, смиренным среди смиренных. Так велика была Его любовь, что Он восхотел не только приобщиться нашей нищете, но дать возможность приобщаться Себе только нищим и грешникам, которые предваряют всех в Его Царстве (Мф. 21, 31).
Насколько я могу быть уверенным в том, что, прикасаясь к нищему, я прикасаюсь ко Господу, настолько я могу быть уверенным в том, что Господь касается меня только в моей собственной нищете. Потому дважды блаженны нищие, ибо Господь приходит к ним, прикасается к ним. И только они имеют право следовать за Господом, куда бы Он ни шел, и Его учениками могут быть только те, кто все продал ради нищих, чтобы удостоиться чести пребывать с Ним. Он будет их единственным сокровищем, которое принесет стократный плод и которого им будет достаточно для жизни земной и вечной.
Если относительно легко, до определенной степени, продать свои материальные богатства, — нищета, о которой говорит Господь, не останавливается на совлечении внешнего. Всю человеческую нищету взял на Себя Господь, чтобы преобразить ее в сокровище Царства. Он хочет обнажить в нас самую глубокую нашу нищету, чтобы коснуться ее и исцелить ее. Без осознания этой нищеты, столь сокрытой от наших глаз, хранение материальной нищеты не принесет плода. Это может стать таким же самообманом — новым богатством, еще более опасным, чем материальные богатства.
Истинное совлечение проникает в предельную нашу глубину. Как легко жалеть таких-то и таких-то блудных сынов, будучи уверенным, что ты лучше их! Но подлинная нищета — нищета духа, по слову Христа, от которой именуется всякая другая нищета — та, что, в лучшем случае, только знак ее. Подлинная нищета заключается в том, чтобы пережить хотя бы в малой степени состояние блудного сына, который отчаянно пытается спрятаться в нашем сердце, признать однажды себя заблудшей овцой, которую пришел взыскать добрый Пастырь, и которую Он радостно несет на Своих плечах в Свой двор овчий.
Блаженны эти подлинно нищие, у которых нет иного богатства, кроме Христа, нет другого сияния, кроме Христа. Так открывается нам лицо преподобного Серафима, когда он беседует с Н. А. Мотовиловым на зимней русской поляне о цели христианской жизни. Дай Бог нам быть в числе тех, кто не напрасно приходил к преподобному Серафиму и воспринял тайну служения его. Сегодня Церковь снова напоминает нам о славе всех, кто во Христа крестились и во Христа облеклись. Вглядитесь в них. По их любви, которые они имеют друг ко другу, вы узнаете их (Ин. 13, 35).
Протоиерей Александр Шаргунов