22 декабря — празднование иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
Мы все знаем этот образ: грешник, стоящий на коленях перед иконой Божией Матери, молит Ее о прощении и помощи в его беде. А Божия Матерь, держащая на руках Богомладенца, показывает на кровь, истекающую из Его пречистых рук и ног. Святитель Димитрий Ростовский, описывая это чудо, рассказывает о человеке, который всякий раз, отправляясь на грех, молился Божией Матери об избавлении от нечистой страсти. Была ли услышана его молитва? Мы знаем только, что всякий раз он оказывался побежденным грехом, пока Божия Матерь не показала ему однажды, что значит этот грех. Ничего не сказано, как изменилась его жизнь после чуда. Но само именование иконы «Нечаянная Радость» убеждает нас в том, что ему было дано покаяние и исцеление от проказы греха. Все заключается в том, чтобы мы увидели, какой дорогой ценой дается подлинное покаяние, и ответили благодарностью на дар Христов.
Мы знаем Евангелие об исцелении десяти прокаженных. «Не десять ли очистились? Где же девять?» — вопрошает Господь. Не являемся ли мы теми девятью исцеленными, которые не возвратились воздать славу Богу? И хотя мы приходим в храм, чтобы участвовать в Евхаристии, то есть в таинстве благодарения, где мы находимся на самом деле, насколько правдивы наши сердца? Господь ждет нас. Он скорбит, когда не видит, что мы возвращаемся к Нему. Для чего же мы здесь? И как нам возвратиться к Богу?
Диагноз нашей болезни известен — неблагодарность, тайное зло, от которого мы должны быть очищены: «от тайных моих очисти мя», как говорит псалом (Пс. 18, 13). Когда нам плохо, мы поступаем, как этот описанный святителем Димитрием грешник, как эти десять прокаженных. Мы взываем ко Господу: «Помилуй нас!» Мы правильно поступаем, но почему мы поступаем так? Потому что хотим получить избавление от скорби или болезни? А Сам Он нужен ли нам? Почему мы обращаемся к Нему? Наша неблагодарность объясняется тем, что мы удовлетворяемся полученным, оставаясь без Христа. А когда у нас все хорошо — редко, когда такое бывает, но все-таки бывает, — почему мы забываем Его? Наша неблагодарность, слишком привычная, это и есть наше забвение о Боге. Мы должны бы благодарить Его всякий раз, когда получаем какое-либо благо. Или мы не можем благодарить, пока не получим от Него дар благодати? Какие удивительные созвучия: благодать, благодарить и дарить благо! Апостол Павел часто напоминает: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7). Почему мы ведем себя так, будто если все у нас хорошо, то это благодаря нам самим?
Бывает также, что мы так подавлены бременем тревог и забот, что нам просто в голову не приходит благодарить Бога. Нам надо пробиться сквозь эту внешнюю видимость, сквозь эту толщу неблагодарности, и увидеть, что Бог никогда не оставляет нас. Даже если все у нас плохо, и беды измучили нас, Бог и через них совершает наше новое рождение. И Божия Матерь, наша духовная Мать, непрерывно ходатайствует за нас. Почему же мы забываем об этом?
Нам мешает быть всегда благодарными Богу наше беспокойство о том, что происходит с нами и вокруг нас, и неуверенность на всех уровнях в нашем будущем. Погружаясь в мимотекущую суету, мы забываем о подлинно настоящем. Том настоящем, которое не только обыденность сегодняшнего дня, а настоящее нашего Бога Отца, присутствующего с нами, дающего нам хлеб наш насущный каждый день.
Так как же нам возвратиться к Нему с благодарностью? Как избавиться от привычной инертности греха, как стать живыми людьми, всегда исполненными подлинного изумления перед дарами Божиими? Для этого нам надо, снова вспомним прекрасное слово преподобного Серафима Саровского, обрести решимость. Он говорит о жизни, смыслом и целью которой является стяжание Духа Святого. Благодарение не приходит одно. Надо сильно возжелать этого дара благодати. И прежде всего необходимо научиться узнаванию того, что Бог дает.
Во Христе Иисусе, в Его Кресте и Воскресении, открывается нам чудо Отца Небесного и сила Духа Святого, всегда исполненные новизны. Эта новизна бесконечна, и нам никогда невозможно познать ее в достаточной мере. И мы тоже, несмотря на утомительную, как говорит Екклезиаст, повторность, остаемся всегда новыми. Если бы мы знали, как Бог чудесно одаряет нас, мы благодарили бы Его непрестанно. Господь наш благ, Он даром, ни за что, дарит нам Свое благо, а мы ищем своей выгоды, запретной греховной сладости. Его милосердие неисследимо, оно всегда предлагается нам. Надо, чтобы мы увидели это — даром Его благодати, и всегда на новой глубине узнавали Его.
Господь дает нам образ. Всякий раз, когда Он молится, Он начинает с благодарения. Святые отцы говорят, что наша молитва становится подлинно христианской только тогда, когда Христос молится в нас. И значит, все заключается в том, чтобы мы жизнью своей давали Духу Святому действовать в нас.
Божия Матерь учит нас прежде всего благодарению — что бы с нами ни происходило и какими бы мы ни были. Возвратиться ко Христу — это и есть покаяние — значит совершить переход от принятия даров к узнаванию Того, Кто дал их нам. Мы знаем Его дары — в них узнаем мы Того, Кто дарит благо, Того, Кто един Благ. Того, Кто отдает Себя нам. Эту тайну знают родители, отдающие себя своим детям. Но если дети ограничатся подарками, которые получают, они, как говорится, начнут портиться. Во всех смыслах этого слова — так, как портятся плоды. И только когда их взор обращен к родителям, происходит подлинное узнавание ими полученного дара — в благодарении. Насколько бесконечно больше открывается эта радость там, где мы предстоим пред Отцом нашим Небесным! Он все дал нам и дает в Своем Единородном Сыне. Не будем испорченными, неблагодарными, себялюбивыми детьми, в то время как нам дается возможность непрестанно становиться новорожденными чадами Отца нашего Небесного в Духе Святом.
Не забудем, что благодарение, действие благодати — именно действие, а не просто переживание нами возвышенных чувств. Когда наше сердце радостно устремляется к любящему нас, мы находим способы засвидетельствовать свою благодарность. В конце концов, смысл христианской жизни заключается в том, чтобы искать и находить эти возможности.
Есть еще одна замечательная подробность, которую Господь открывает нам в евангельском повествовании о десяти прокаженных. Только один человек, изумленный и потрясенный, возвращается ко Христу и падает ниц к ногам Его. Именно это делаем мы в центральный момент Евхаристии, когда все изменено и преображено, оттого что Отец Небесный дает Духа Своего Святого. И священник падает ниц перед престолом Божиим, и мы с ним. В нашей сердечной молитве мы можем жить этим моментом, сокровенно длящемся во времени. Надо, чтобы несколько раз в течение дня мы возвращались так ко Господу — падая ниц перед Ним, сознавая смиренно всем нашим существом, что мы земля и прах, из которых Он создал нас. Чтобы мы помнили всегда, что значит подлинное благодарение Богу, что значит Евхаристия, и кому и как открывает Господь духовное зрение к узнаванию присутствия Божия. Как это было с кающимся грешником перед иконой Божией Матери.
Молитва это память сердца, а неблагодарность — небрежение к святыне и забвение. Память сердца дает нам услышать, как Господь говорит нам: «Встань, иди, вера твоя спасла тебя». Быть спасенным это больше, чем быть исцеленным, больше, чем преходящее исцеление от какой угодно болезни. Если коснется нас благодать благодарения, мы не сможем молчать. Не столько словами, сколько тем, что мы есть, наша вера будет свидетельствовать о Благой Вести — о чуде, что каждый человек любим Богом и призван быть спасенным, не только исцеленным.
Это будет наша Нечаянная Радость — наш праздник чудотворной иконы, который мы совершаем сегодня. Этой радости Пресвятая, Преблагословенная, исполненная Христова смирения Божия Матерь приобщает нас в Своем гимне, который стал благодарением всей Церкви. Пусть каждый день, как в храме, звучит в нашем сердце эта песнь Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Чтобы Ее предстательством мы обрели способность без конца возвращаться к Богу, как бы ни поражала нас проказа греха. И через это благодарение возвещать всем, кто способен услышать, о ничем непобедимой Божией и нашей победе.
Протоиерей Александр Шаргунов