Слово на утрени в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
Евангелие воскресное 3-е (Мк, 71 зач., 16, 9—20)
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Воскресший Господь явился Марии Магдалине, из которой Он изгнал семь бесов. Ее любовь ко Господу была велика. И потому Господь сподобил ее чести первой увидеть Его Воскресение. Чем ближе мы ко Христу, тем скорее мы можем увидеть Его. Она приносит весть о том, что видела, — не только одиннадцати, но всем, кто следовал за Ним, «плачущим и рыдающим». Их плач и рыдание было свидетельством их великой любви ко Христу. Но после долгого плача пришло утешение. Разве не обещал Он на Тайной Вечери Своим ученикам: «Я увижу вас снова, и вы возрадуетесь, и радости Моей никто не отнимет от вас»? Могла ли быть большая радость для них, чем весть о Его Воскресении?
И вот, мы видим, что они не верят этой вести! Они слышали, что Он — жив, и виден был ею. И все же они не верят. Они боятся, что она обманулась, что ей показалось, будто она видела Его. Если бы они верили неоднократным Его предупреждениям, что Ему предстоит умереть и воскреснуть, они не сомневались бы в ее словах. После этого Господь явился двум ученикам на дороге, когда они шли в селение. Он явился им так, что они не узнали Его. Узнавание пришло в преломлении Хлеба, в явлении предельной милости Господней. Эммаусские путники возвратились в Иерусалим, чтобы рассказать о встрече с воскресшим Христом остальным и всех утешить. Но и им не поверили. Мудрость Промысла Божия в том, что доказательство Воскресения дается постепенно и принимается — даже лучшими учениками — осторожно. На самом деле у нас больше оснований верить тем, кто сам не сразу поверил. Если бы они, не задумываясь, приняли эту весть, мы назвали бы их легковерными, и их свидетельство мало что значило бы для нас. Но их неверие в самом начале показывает, что потом они поверили с полным убеждением.
Наконец, Христос Сам является им, когда они были собраны вместе, и обличает их за неверие и упорный отказ поверить. Свидетельства истины Евангелия исполнены такой полноты и силы, что те, кто не принимает их, могут быть обличаемы за отказ принять их. Он обличает их за то, что, видя Его воскресшим, они не поверили.
И Господь посылает их на проповедь всему миру и всей твари — каждому человеческому существу, способному принять ее. Донести великую торжественную весть от Бога к людям — о том, как милостив Бог, и что всем дается радость. Воскресение Христово открывает нам путь к милосердию и обличает жестокость мира. Мир лежит во зле. Но если люди отвергаются диавола, мира и плоти и предают себя Христу, они будут спасены от жестокого греха. Грех не будет больше властвовать над ними, он не погубит их. Неверие есть отвержение милосердия Божия. Кто не будет веровать, тот будет осужден приговором презираемого им Пасхального благовестия, идущего вслед за не имеющим силы спасти Законом.
И Господь говорит, какую власть милосердия обретут они, крестившись с верою. Вот знамения верующим: они сотворят чудеса во имя Христово. Бесов изгонят из тех, кто мучим ими, исцеляя тела и души чающих спасения людей. Будут говорить новыми языками — среди народов, никогда не знавших истины, новыми языками милосердия Божия. Будут брать змей (так апостол Павел после кораблекрушения на острове Мелит стряхнет повисшую у него на руке ехидну) и если что смертоносное выпьют — не повредит им (так апостол Иоанн Богослов не пострадает от пития с растворенным в нем ядом). Они будут исполнены силы, которой не обладает никто, и вся ненависть человеческая, вся злоба преисподней не сможет остановить их. Потому что Церковь никогда не бывает оставлена одна в своем святом служении. Христос действует с ней и в ней, и через нее. Сегодня, как вчера и вовеки, Он — Господь всяческих. Они пройдут сквозь жестокость этого мира, храня Христову любовь и Его милосердие в себе и донося его до других. Вся их жизнь — в присутствии и в силе Того, Кто был распят и снова воскрес ради спасения всех.
Протоиерей Александр Шаргунов