Слово на всенощном бдении в Неделю 5-ю по Пятидесятнице (Евангелие воскресное 5-е)
Лк, 113 зач., 24, 12—35
Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
После Пасхи Господней, после Его Крестной смерти и Воскресения, что-то существенным образом изменилось в мире, во всей человеческой истории. Христос пришел от Отца Небесного и жил среди нас. И это Его присутствие не может никогда прекратиться. Его смерть и воскресение не могут уйти из мира. Напротив, Пасхой Господней Его присутствие не ограничивается одним местом на земле, но распространяется по всему миру. Оно уже не только в Палестине, не только в первом веке. Оно — во всех странах и во всех временах. Оно рядом с каждым из нас.
Это присутствие Господне не дается нам всегда с неоспоримой очевидностью. Оно таинственно и сокровенно, как это было в первые часы после Его воскресения. «Его нет здесь, Он воскрес. Что вы ищете Живого между мертвыми?» Так было, когда те, кого мы называем женами-мироносицами, принесли первую пасхальную весть апостолам. В тот час это было простое слово, которое нуждалось в подтверждении. Сами они еще не видели Господа, но только два мужа в одеждах блистающих передали им эту новость. Тем более не видели Его апостолы, которые отказываются верить этому вздору. И даже Петр — всегда тот же самый, исполненный ревности и горячности Петр, — побежал ко гробу, чтобы удостовериться во всем собственными глазами. Он был потрясен, увидев только лежащие пелены — единственное, что могло заставить его задуматься. Однако он не поверил и даже не стал гадать, что это значит. Он отошел от гроба растерянный и сбитый с толку, еще больше, чем прежде. А Господь в этот самый час присутствует рядом — воскресший, живой, в сиянии славы, — только никто не сподобляется еще лично встретить Его.
Евангелия, повествующие о Пасхе, удивительным образом передают эту странную атмосферу первых часов, где все в полутенях, где сомнение и очень робкая еще уверенность соединяются. Слухи, идущие от жен-мироносиц, никто из апостолов не принимает всерьез. Если и верят, что им что-то известно, то это все только на уровне слухов. Никто не видел Его воскресшим. Если женщины и заняты поисками Его, они ищут там, где Его нет. И когда воскресший Христос явится им наконец, никто, абсолютно никто, не узнает Его сразу.
Как удивительно действует воскресший Господь — всегда непредвиденно, непостижимо. К тому же, апостолы никогда не отправляются сами в путь, чтобы идти Ему навстречу. Куда же тогда обращен их взор? Он Сам всегда является им, и чаще всего в неожиданном месте и в неожиданный час. Он здесь, Он поистине Живой, однако большую часть времени Он — вне досягаемости, к Нему невозможно прикоснуться в нашем времени и в наших пространствах.
Такова необычная радость Пасхи, таковы евангельские повествования о Воскресении, а также о Церкви Христовой сегодня и в наших пасхальных и воскресных богослужениях: Христос воскрес, Он — Тот, Кто вовеки Живой. Он обещал пребывать со Своей Церковью «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Однако Он остается обыкновенно невидимым. Большая часть верующих знает Его только понаслышке. Они почти никогда или очень редко сподобляются увидеть Его.
Чтобы ученики могли узнавать Его после первого явления, всегда таинственного, требуются новые Его дары: часто Слово Писания, которое буквально воспламеняется от Его присутствия, или новое чудо, или прикосновение к Его славным ранам. Иногда достаточно Его зова по имени: «Мария!» Но это всегда Христос, дающий Себя узнать, раздирающий завесу храма, зажигающий сердца учеников, идущих в Эммаус, огнем, от которого они навсегда уязвятся сладчайшей Христовой любовью. Почему так и для чего так? Потому что недостаточно Христа, даже воскресшего, вне нас. Надо еще чтобы Он воскрес в нашем сердце.
Святые отцы уподобляют наше сердце запечатанному пасхальному гробу. Господь еще не воскрес в нем ни для нас, ни для других. Но придет час, и наше сердце, если будет у нас подлинная вера и глубокое покаяние, тоже загорится, и мы ощутим Его кроткое присутствие в нас и сможем, как преподобный Серафим Саровский, сказать приходящему к нам человеку: «Радость моя, Христос воскресе!»
Это будет наша Пасха, вначале в сокровенности сердца. Но нам будет дано возвестить ее миру, не просто потому что мы слышали об этом от других, а потому что сами можем свидетельствовать об истинной встрече с Ним: воистину воскресе Христос, наши глаза видели Его, и наши сердца горели, когда Он говорил нам на дороге.
Протоиерей Александр Шаргунов