Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы нам открывается совершенство Ее любви к Богу и Своим родителям. И мы размышляем о тайне вхождения в любовь Отчую всех людей.
Дети, оставляющие своих родителей, чтобы всецело посвятить себя Богу, любят их больше всех. Они скорбят в разлуке, но Бог может заменить им отца. Надо оставить отца и мать, вступая в брак или уходя на войну. А они оставляют их ради Бога. Эта девица не может быть всегда вместе с матерью. Ей надо оставить свой дом. И ни один человек не может утешить ее в этой разлуке. Только Бог.
Удивительно, что родители, знающие опасность и тщету мира, препятствуют детям уйти от него. Святой Павлин в письме своей духовной дочери хвалит ее за то, что она отверглась всего. Но добавляет: «Не говори мне, что оставить блага мира сего есть совершенство. Это начало пути, а не конец. Атлет не является победителем, совлачаясь своих одежд. Без них он может только лучше сражаться. Он оставляет только то, что препятствует победе. Кто должен вплавь переправиться через быструю реку, снимает одежды. Но от этого он не оказывается на другом берегу. Ему надо броситься в воду. Необходимо движение рук и ног, напряжение тела, рвущегося вперед, глубокие вдохи и выдохи. Он должен употребить все силы, чтобы преодолеть волны, вздымаемые ветром».
Не зря в народе говорят, что не спасут нас ни одежды черные, ни ризы светлые. Печально видеть, как иные научаются гордости в школе смирения. Но всегда необходимо положить твердое начало. Когда Илия позвал Елисея следовать за ним, чтобы жить в уединении, тот занимался землей — пахал на волах поле. Прежде чем отправиться, ему надо было убить волов, поджечь плуг, изжарить мясо на этом огне и раздать людям.
Начало служения Божией Матери людям — Ее вхождение во Святое Святых Иерусалимского храма. Начало посвящения нашей жизни Богу — обеты. Но подлинное посвящение жизни Богу — любовь к тому, что содержат эти обеты. Святые отцы говорят, что с того момента, как вы даете обеты нестяжания, целомудрия и послушания, — вы становитесь на первую ступеньку. Но вы не начнете восходить вверх, пока у вас не будет любви к этим добродетелям. Почему? Потому что только эта любовь может подвигнуть исполнять их с подлинностью и постоянством. Кто любит эти добродетели, тот обретает сокровище в нищете, сладость — в целомудрии, честь и славу — в послушании. Обет нестяжания понуждает довольствоваться немногим. Но любовь к этой добродетели дает радость тому, кто лишается всего. Обет целомудрия понуждает отсекать удовольствия, которые подрывают наши духовные силы. Любовь к этой добродетели радостно принимает посты и болезни, все скорби плоти, которые хранят ее. Наконец, обет послушания понуждает делать все, что велит начальствующий. А любовь к послушанию ведет к совершенному отвержению своей воли.
Но можно увидеть наше восхождение во Святое Святых и по-другому. Первая ступенька — это когда Господь дает нам внезапно узнать Свою благодать. И сердце наше загорается к Нему любовью. Святые отцы говорят, что это только начало, а впереди — долгий путь. Если дана тебе благодать — радуйся, но не думай, что ты обладаешь этим даром Божиим по наследству, как если бы ты был уверен, что никогда не потеряешь ее. Есть только один признак несомненной принадлежности Царству Небесному — верность воле Божией. Как часто мы живем, не заботясь об этом! Нам кажется, что мы восходим к Богу, потому что однажды искренне сказали Ему «да». Но то, что наполняет нашу каждодневную жизнь, далеко не соответствует воле Божией, зовущей нас во Святое Святых. Иногда наши поступки могут совпадать с ней. Но поскольку между волей Божией и нашей личной волей есть некий разрыв, мы часто повинуемся греховным желаниям. Ибо жизнь в Церкви не заключается в том, чтобы войти однажды, даже благодатно, в храм Божий. Вхождение во Святое Святых требует нашего постоянного усилия, всегдашнего принятия воли Божией о нас. Это первое «да» должно быть постоянно повторяемо. То, что на самом деле постоянно в нас, — неверность Господу. Как часто мы уклоняемся от воли Божией, думая при этом, что исполняем ее. Можно размышлять о серьезных вещах, восхищаться ими в душе, даже пробовать на вкус, — и жить совершенно иначе. Так глубоко может быть искажено наше сознание, что мы можем не замечать отклонений от пути истины. Пока мы находимся на земле, в Царстве Божием нельзя раз и навсегда устроиться. Если не искать вхождения в него каждое мгновение, можно выйти из него, не заметив этого.
Наш Господь отвергает и то, и другое заблуждение. Заблуждение тех, кто воображает, будто внешнее исполнение всего, послушание до определенной степени может быть достаточным. И заблуждение тех, кто, вкусив однажды, как благ Господь, чрезмерно надеется на милость Божию. Принадлежность Царству Божию требует большего, чем правда книжников и фарисеев. Царство Божие, Святое Святых — это ответ каждого из нас на личный зов. Это соединение с личной волей воли Божией. Царство Божие не есть высота, достигнув которой, мы можем успокоиться. Молитвами Богородицы мы должны всегда следовать за Господом, не зная заранее дороги. Мы должны всегда стараться увидеть, чего Бог ждет от нас сейчас. Необходимо святое беспокойство, устремленность к Богу в беспредельном доверии Ему. Надо быть всегда — особенно в наше апокалиптическое время — в состоянии бодрствования пред Богом. Эта исполненная вечного покоя тревога не знает ни суеты, ни неустойчивости. В ней — подлинная верность. Она проистекает из любви. Ибо единственный способ узнать волю Божию о себе — это любить Его, предпочитая волю Божию своей. Но кто поистине хочет творить волю Божию, тот будет восходить ко Господу, чтобы видеть ее. Тот будет ставить себя на такую ступень, откуда она видна. В день Введения во Храм Божия Матерь показывает нам, как это совершается. Она идет к Богу, Бог идет к Ней, Она — с молитвой, Он — с благословением, и Ее дыхание соединяется с дыханием Духа Святого.
Протоиерей Александр Шаргунов