Мы не должны бояться, но только веровать

Толкование на евангельское чтение в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Лк, 39 зач., 8, 41—56

Пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Сегодня мы слышали за литургией евангельский рассказ о двух переплетающихся событиях. Человек по имени Иаир, начальник синагоги, умоляет Христа об исцелении своей умирающей дочери. Велико горе Иаира: единственная дочь умирает на заре жизни. И хотя Иаир был большой начальник, он принародно припадает к ногам Христа.

А что значило тогда быть начальником синагоги? Начальник синагоги был тем, кто отвечал за правильность богослужения, за то, чтобы исповедание веры было неложным. В это время двери синагоги уже закрывались для Христа, Христос открыто отвергался иудеями. А он — начальник синагоги, самый важный в городе человек и уважаемый всеми людьми. И все смотрят на него, как он поступит. От того, как он будет говорить со Христом, зависит очень многое.

Кто знает — может быть, и сам он враждебно относился ко Господу, считая Его разорителем субботы, нарушителем ветхозаветного закона, не понимая тайны любви и милосердия Божия, которое являл Христос. Но когда единственная дочь его смертельно заболела, он вспомнил об Учителе милосердия, о Христе.

Нередко бывает, что человек забывает о том, как он выглядит в глазах других людей, чтобы спасти свою жизнь и спасти свою душу. Но также часто бывает, что человек оказывается слишком гордым, чтобы смириться перед истиной. Священникам нередко приходится сталкиваться с такой ситуацией, даже когда человек на пороге смерти. Родные плачут, зная, как важно исповедаться ему и причаститься — но вся жизнь прошла в безверии, и эта гордость безбожия не дает человеку обратиться ко Господу. И он уходит нераскаянным, отвергая свое спасение.

Однако большинство людей, когда открывается им смерть, смиряются. Потому Господь и посылает такие тяжкие скорби, самую смерть, чтобы смирить гордыню человека, чтобы человек узнал, что чудо благодати Божией подается только смиренным. «Просите, и дастся вам», — говорит Господь. Первый шаг к Богу — это сделаться способным просить Его, обратиться к Нему.

Хотя Иаир не имел веры сотника, который верил, что только одно слово Спасителя на расстоянии исцелит отрока его, Христос идет с ним. Сильная вера всегда заслуживает удивления и похвалы, но и слабая вера не отвергается Господом.

Когда Христос шел, народ теснил его. И вот тайное прикосновение кровоточивой женщины, которая истратила, как сказано про нее, на врачей все свое имение, и пришла только в худшее состояние. Она стыдилась свою болезнь исповедать вслух перед всеми, потому что Христос был все время окружен народом. Это течение крови, согласно ветхозаветному закону, делало человека нечистым. И поэтому она таилась в толпе, не могла открыто подойти ко Господу. Однако вера ее была сильна. Она не сомневалась, что, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, она получит от Него целительную силу.

Как только она прикоснулась ко Христу, тотчас почувствовала, что болезнь ее прошла. Так много людей получают исцеления затерянными в толпе, никем не замечаемые! Но сейчас Христос хочет тайное сделать явным, чтобы никто не сомневался: как бы он ни был мал и скромен, как бы он ни был грешен — он самый дорогой и единственный человек, ради которого Христос пришел на землю и ради которого Он готов всю Кровь Свою пролить на Кресте.

Христос чувствует, что «сила изошла из Него». Всякий раз, когда Он исцеляет кого-нибудь, это требует от Него Его Самого. И это есть тайна жизни. Никто никогда не совершит ничего подлинно великого, пока не научится отдавать себя.

Однако те, кто исцелен Господом, должны исповедовать свое исцеление, потому что Господь знает об этом. Блаженный Августин настаивал на том, чтобы в его приходе совершалась запись всех чудесных исцелений, всякой чудесной помощи Божией, потому что они принадлежат всей Церкви, всем людям. Все люди должны знать о том, как милостив Господь, и милость, оказанная одному человеку, относится в равной степени ко всякому другому.

Господь радуется, что из Него изошла сила, и совершилось добро. И Он отдает этот дар смиреннейшим, которые приемлют его как свет и тепло от солнца. Вернее, даже сравнивать его невозможно с солнечным светом и теплом, потому что это другой свет и другое тепло — это благодать Божия. Это то чудо новой жизни, которое сообщает Господь.

Женщина, видя, что не утаилась, с трепетом подошла ко Христу и, падши пред Ним, исповедовала пред всеми людьми, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Она делится чудом со всеми, и она исповедуется перед всеми. Как в древней Церкви перед всеми исповедовались, потому что была такая особенная благодать — человек мог засвидетельствовать перед всеми, что любовь Божия, милость Божия, делает все совершенно иным. И человек не страшится, не стыдится уже исповедовать самые ужасные грехи перед всеми. Он как бы говорит: «Посмотрите все, что Он сделал со мной! И это Он может сделать с каждым, кто из глубины страдания, с верой и покаянием обратится к Нему». И оттого что это произошло, повторение прежних грехов делается невозможным. Теперь — все новое в свете Христова дара. И великий Врач душ и телес подтверждает исцеление этой женщины, отсылает ее в жизнь с утешением: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».

И далее мы видим, как Он воодушевляет маловерного Иаира не сомневаться в силе Божией, глядя на то чудо, которое Он только что совершил. Хотя дочь его уже умерла, и те, кто сообщил Иаиру об этом, советуют не тревожить более Учителя. «Не бойся, — говорит Христос, — только веруй». Наша вера во Христа должна быть дерзновенной и смелой. Все святые, великие чудотворцы, которые совершали чудеса исцеления силой Христовой, обладали этим дерзновением. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что когда нужно испросить у Господа невозможное, когда человек уже умирает, — пастырь как бы хватается за край одежды Христовой. Для него гибель этого человека — как его собственная гибель, и Господь совершает чудо.

«Не бойся!» — говорит Он. Невозможно не бояться смерти, невозможно не трепетать перед смертью дорогого человека. Но Бог дает силу не бояться, когда мы знаем, что Он рядом с нами. И Господь говорит Иаиру: «Хотя дочь твоя умерла — хотя смерть являет свое торжество — веруй, и все будет хорошо». Всем людям, оплакивающим умершую, Христос говорит: «Не плачьте, ибо она не умерла, но спит». Господь хочет сказать им, что она не умерла навеки. Эта смерть скоро покажется ее друзьям сном, как если бы она заснула на несколько часов. Эти слова относятся ко всем, кто умирает в Господе. К молодым и старым, к нашим родным и знакомым и к пока еще незнакомым. Мы не должны скорбеть о них как не имеющие надежды, потому что смерть — только сон. И долгие годы разлуки с нашими дорогими близкими покажутся нам мгновением перед лицом благодатной вечности, когда откроется эта новая жизнь, эта совершенная радость, для которой создан человек.

Сегодня за Божественной литургией среди многих имен, поданных в записках о упокоении новопреставленных православных воинов, в Малороссии, Новороссии живот свой за Отечество наше положивших, мы поминали убиенную мученицу Людмилу Крюкову, которая очень любила наш храм и часто молилась в нем. Она была директором воскресной школы храма Девяти мучеников Кизических, преподавателем Свято-Тихоновского богословского института. И она была также прекрасным поэтом. Нам радостно видеть в книге ее стихов стихотворения и о нашем храме. Вся ее жизнь, можно сказать, была посвящена Церкви. И ее последний богословский труд был о Кресте Христовом и воине-мученике Евгении Родионове. В 2000 году, возвращаясь со всенощной Димитриевской родительской субботы, она была зверски убита у своего дома.

Мы не в древней Церкви, конечно, чтобы вслух исповедовать наши грехи, но вскоре после смерти Людмилы ее супруг сказал на исповеди мне то, что можно сказать при всех, потому что речь идет именно о той самой благодати Божией, которая сделала способной евангельскую кровоточивую рассказать о своем горе при всех.

Мы так дорожим явлением наших умерших близких, когда молимся за них, когда плачем, когда ждем от Господа ответа — куда идут их души. И вот было явление мученицы Людмилы ее супругу. Он увидел ее, одетую в праздничные одежды, с радостным сияющим лицом. Она сказала: «Я умерла, но я живая, я с вами разлучилась на время. И я буду приходить к вам еще, а потом придет время, когда мы будем все вместе». И когда он спросил: «Хорошо тебе там?» — она ничего не ответила, только улыбнулась. И в этой улыбке было то неизреченное «хорошо», которое невозможно передать никакими словами. Она как бы говорила своей улыбкой: «О чем ты спрашиваешь! Ты не знаешь, о чем ты спрашиваешь. Потому что око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

В Евангелии сказано, что все смеялись над Христом, зная, что девочка умерла. Люди знают, что смерть слишком реальна, чтобы легко поверить даже Христовым словам. Только Божия сила могла вернуть эту девочку к жизни. И только любовь Христова может сделать и нас свидетелями чуда победы над смертью. Только наше прикосновение ко Христу, к Его истине и правде может дать нам уверенность, что это единственная правда, на которой зиждется всякая подлинная правда и сама жизнь.

Спаситель берет девочку за руку, как это делаем мы, когда хотим кого-то разбудить. Святая Церковь говорит нам сегодня, что придет час, когда Сам Христос возьмет за руку каждого из нас, чтобы ввести нас всех, как детей, в Свой Божественный сад — в ту жизнь, бесконечно более прекрасную, чем эта земная жизнь. Господь создал нас для жизни, а не для смерти. Оттого что в мире существует смерть, Он приходит к нам, мертвым от отчаяния душой или мертвым телом, и возвращает нас к жизни. Потому, как бы ни было порою темно — никто не должен терять надежды на неисследимое богатство Его благодати, на всепобеждающую силу Его Креста и Воскресения.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X