Слово на утрени в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
Евангелие воскресное 1-е (Мф, 116 зач., 28, 16—20)
Тогда одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Перед нами — Одиннадцать и воскресший Христос. Только они — участники происходящего. Но мы видим за ними, позади, все человечество. Это единственное место Евангелия, где нам дается возможность видеть Господа, Его апостолов и все народы. Более того, здесь присутствие Отца, Сына и Святого Духа, во имя Которого совершается крещение. Мы предстоим перед всеохватывающим откровением тайны истории, в центре которой находятся только Христос и Одиннадцать, но они устремлены к служению всем народам, под водительством и силой Отца и Сына и Святого Духа. Происходящее обнимает небо и землю, настоящее и будущее. И неслучайно в Евангелии от Матфея — здесь завершение земного служения Господа.
Место встречи — Галилею, точнее, гору — назначил Сам Христос. Может быть, это была гора Преображения, где Он доверил Своим лучшим ученикам первое откровение Своего величия, а теперь Он открывает решительным образом силу, которой Он облечен Отцом Небесным. Это могла быть также гора, где Он во время проповеди о тайнах Царства Небесного дал заповеди блаженства, и это в свою очередь возводит нас к горе, где Моисей дал закон. Во всяком случае, это неуточненное упоминание о горе может напомнить нам и о Преображении с откровением Сына Божия, и новый закон, данный на горе заповедей блаженств, который должен стать теперь нормой жизни для всего человечества, и в отличие от него — закон, данный только народу Израиля через Моисея, о котором Господь говорит в Своей проповеди на горе, а затем бесконечно углубляет его в свете Своего благовестия.
Об апостолах сказано: «И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились». Прежде всего это означает, что они стоят перед реальностью, превосходящей всякое их разумение.
И, наконец, служение просвещения мира, на которое посылает апостолов Господь. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Эти слова Господа — основание их служения. И раньше Он говорил им: «Все предано Мне Отцем Моим» (Мф. 11, 27). Свет откровения уже был заметен во время земной жизни Господа, а теперь этот свет являет Христа во славе. Мы можем вспомнить также слово апостола Павла: «Все покорил под ноги Его» (1 Кор. 15, 27). Все, что делал Господь, все, чему Он учил, все, что Он восстановил, отныне имеет значение для истории человечества: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». История рода человеческого всецело зависит от Христа воскресшего, в служении Которому она призвана развиваться.
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Крещение указывает на Божественное измерение служения — оно не просто обряд, а таинство. И слова Господа означают: «Погружайте тех, кого вы крестите в силу Божию, единственно способную спасти, помогайте всем принять благодать Божественного замысла любви, которая рождается от Отца, является в Сыне и совершается Духом Святым».
Но требуется научение каждодневному соблюдению всего, чему учил Христос, всего, что содержится в Его Нагорной Проповеди. В словах Господа обозначены, во-первых, таинственная сторона служения и, во-вторых, — жизнь в духе Евангельских заповедей блаженства. Одно от другого неотделимо. Вместе с призывом к исповеданию веры должна идти заповедь жить в последовании Христу. В мире духовного плюрализма христианин не может допустить смешения истины с ложью. Только свет Нагорной Проповеди придает смысл жизни. И, самое главное, приобщает верных обетам крещения — пасхальной Божественной жизни в полноте.
Протоиерей Александр Шаргунов