Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
Но Господь не говорит ничего. Он в одежде поругания, в осмеянной царственности, в затаенной скорби. Он не сокрушен, от Него исходит еще незримое для мира сияние. Каждое из этих орудий смерти представляет человеческие грехи: предательство Иуды, трусость апостолов, зависть первосвященников, жестокость римских воинов, и наш грех — всех нас. Господь никогда не являл такой любви, как в час предания Себя на поругание и смерть. Орудия Страстей не могут погасить Его любви. Господь берет все на Себя, Он страдает, Он умирает, Он принимает все, восходя к Отцу любовью, потому что любовь — на Кресте.
А кто участники Страстей? «Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48). Господь все видел, и дал ему волю действовать беспрепятственно. Он позволил всему быть, когда трижды отрекся Петр, и все верные обратились в бегство. Однако перед лицом воинов, которые пришли Его взять, Он дважды сказал: «Это Я». Все отступили и пали на землю. От начала до конца Господь содержит все. Он предает Себя и владеет всем. Он вольною волей восходит в Иерусалим. Он — приношение Отцу. Страсти Христовы — это отдача Господом Себя: «Се, Человек».
Иногда Господь говорит, иногда молчит. Когда Пилат спрашивает Его: «Что есть истина?», Христос — Истина — не говорит ничего. Да, в такие часы истина предпочитает молчать. Пилат оказывается не в состоянии принять Его. Не потому что он столь зол, а потому что трус. Чтобы слушать истину, требуется мужество, причастное молчанию Христову. У подножия Креста — толпа и воины, но нет апостолов. Здесь разбойник благоразумный и сотник, но нет больных, которых Господь исцелил. Страсти Господни невыносимы, так что люди забывают о жертвенности, о любви, о жизни. Божия Матерь стоит у Креста, и возлюбленный ученик апостол Иоанн Богослов. Остается только тот, кто научился любви. И только тот, кто принимает Страсти Христовы, научается любви, потому что любовь — на Кресте.
Каковы же плоды Христовых Страстей? Любовь. Господь восхотел дать нам Отца. Он восхотел открыть нам любовь Отца, возвести нас к Нему, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Он мог бы спасти нас по-другому. Но мы не поняли бы тогда, до какой степени Он возлюбил нас. Он воистину Царь наш. Но Он восхотел показать нам, какой Он Царь. Он является Царем только тогда, когда лишен царского венца. «Царство Мое не от мира сего», — говорит Господь. В этом мире царствует грех, а Он — Небесный Царь. Он явил нам Свое священство, и мы тоже становимся царственным священством. Христос — Первосвященник, открывающий нам путь поклонения: «В руце Твои предаю дух Мой».
Ныне наш Первосвященник — на Кресте. Поклоняясь Отцу, Он приносит поклонение за нас. Смысл любви заключается в том, чтобы мы обрели способность говорить: «Отче наш» и научились поклонению. Он прободен копием. И тотчас истекают кровь и вода, рождается Церковь с ее таинствами Крещения и Евхаристии. И наши сердца раздираются как завеса Храма, и становится видно, что в них нет ничего, или в них есть любовь. Почему, говорит святой Иоанн Златоуст, Господь должен был быть пронзен копием? Это знамение самоотдающей любви. В мире греха любовь не может отдавать себя без этого раздирания сердца. И только тот, кто раздираем страданиями, может принять этот дар, потому что в мире греха только через страдания проникает Бог.
Таков наш Господь, Он пришел, чтобы мы научились у Него, ибо Он «кроток и смирен сердцем». Ныне, в час Его распятия, не смерть торжествует, а жизнь. Любовь дана нам, и мы знаем ее. Жизнь и воскресение уже начались, но еще ночь. Не существует великой любви без страданий, без смерти, и прежде всего без полной самоотдачи. Потому что Любовь — на Кресте.
Протоиерей Александр Шаргунов