Книга «Культура и антикультура», смотреть онлайн (tv-soyuz.ru)

Как происходит деградация культуры? По мнению протоиерея Александра Шаргунова, это происходит тогда, когда религию заменяют гуманизмом, так называемыми «общечеловеческими ценностями», а потом, оказывается, и от этого легко можно отказаться. Темное на периферии сознания ставится в центр личности. Нам хотят внушить, что это и есть человек. «Культура, то есть отношения людей друг с другом, что бы они ни предпринимали, зиждется прежде всего на ограничении: «не убивай, не воруй, не блуди», — говорит отец Александр. — В противном случае наступает торжество антикультуры, эпоха варварства». Тема культуры и антикультуры сегодня как нельзя актуальна, и именно ее раскрывает протоиерей Александр Шаргунов в своей новой книге, которая так и называется – «Культура и антикультура».  Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Эта книга известного московского проповедника протоиерея Александра Шаргунова состоит из избранных статей, выступлений, интервью и диалога с читателями. Весь сборник посвящен философскому осмыслению понятия культуры и множества связанных с этим современных проблем. Состоит данная книга из трех разделов. Первый называется: «Антикультура уготовляет путь антихристу». Здесь представлены статьи о лжепророках, определивших XX век, рассматриваются личности и высказанные ими идеи, сформировавшие лицо современного человеческого общества: Дарвин и его эволюционизм, Макиавелли и государственный цинизм, Ницше с философией аморального успеха, а также Маркуз, Фрейд, Маркс и другие. Открывает раздел статья автора – «Грех как норма и первородный грех». В этой статье отец Александр размышляет о новой философии, которая сегодня захватила весь мир. Ее краткая формулировка: «не существует никакого греха! Хватит преследовать людей».

Если раскрывать данную проблему более подробно, то можно сказать, что сознание многих современных людей активизировано на следующей идее: «Пришло время освободить нас от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей. Давно пора вырваться из стальных пут, связывающих человеческое сознание и не дающих обрести в краткой нашей земной жизни счастье. Необходимо раз и навсе­гда покончить с мрачными муками совести, от которых среди бела дня гаснет солнце. Современный человек, говорят многие, не хочет больше быть виноватым, и это за­конно. Он никому ничего не должен — в том смысле, как говорил об этом Фрейд. Он отвергает инстинкт «виноватой совести», он изгоняет из себя этого внутреннего полицейского, который держит его в тюрьме». Эта новая философия, по словам автора, имеет глубокие корни, а какие, вы узнаете, открыв книгу на соответствующей странице.

Второй раздел книги называется — «В том, что не ложь, — уже поэзия» и посвящен он рассмотрению христианских идей в творчестве Гоголя, Достоевского, Розанова, Соловьева и других русских религиозных философов. Автор противопоставляет их построение диалога с Богом нарочитой страстности и одичанию Запада. В этом разделе можно выделить размышления о Николае Васильевиче Гоголе, как о таинственном явлении в нашей отечественной литературе. Всю жизнь Гоголь считал, что находится под особым покровительством Божиим. Еще в юношеских письмах он не раз повторял: «Чувствую, что неземная воля направляет путь мой». Именно так назвал отец Александр свою статью, посвященную Гоголю, которая открывает вторую часть книги.

Далее в этом же разделе автор отвечает на вопрос читателя: «не рассматривался ли Русской Православной Церковью вопрос о канонизации Федора Михайловича Достоевского?». Отец Александр достаточно просто и доходчиво объясняет читателю невозможность канонизации знаменитого христианского писателя, а в заключение пишет: «Мы ни в коем случае не хотим умалить подвиг Достоевского. Так написать и столько написать – это подвиг. Он писал, потому что хотел донести до людей правду, которая ему открылась. И мы не сомневаем­ся в блаженной участи его в вечности. Преподобный Амвросий Оптинский сказал о Достоевском: «Этот кается». Он умер читая Евангелие, и на смертном одре лицо его просияло. Да, святость может проявляться необычным образом, и Богу виднее, кто святой, а кто не святой. Церковь не создает новых святых, а свидетельствует о том, что явлено Духом Святым. Католический подход — причислять к святым по делам, по достиже­ниям. Но никуда не уйти от того, что дела Достоевского — его сочинения — остаются на земле до скончания века и не перестают оказывать свое влияние на души многих».

Кроме того, что уже было озвучено, автор высказывает свое мнение о творчестве «шестидесятников», отвечает на вопрос, является ли «Андрей Платонов — православным писателем», говорит об особенностях духовного пути Солженицына, а также Розанова и Соловьева. В третьей части своего труда, которая называется — «Красота — сестра духовности» — автор беседует с читателями о красоте слова Божия, являющей подлинную духовность через жертвенность. Здесь он многократно касается евангельского повествования, рассматривает жизнь учеников Христовых, и такие глубокие понятия, как чудо, совесть, святость и молитва. Подлинное христианское творчество отец Александр раскрывает, размышляя об иконах преподобного Андрея Рублева, о проповедях преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), о трудах Анастасии Цветаевой, прошедшей через 17 лет сибирских лагерей, о стихах Сергея Бехтеева, певца великих страданий царственных мучеников.

Не забыл автор и современных творческих деятелей. Также в третьей части книги он рассказывает о ныне почившем регенте хора Троице-Сергиевой Лавры архимандрите Матфее (МОрмыле), о публицистике гениального математика, философа, историка и писателя — академика Игоря Ростиславовича ШафарЕвича, об общественном деятеле Владимире Осипове, который незадолго до «перестройки» был осужден на 15 лет советских лагерей, о новой мученице, ученом и поэте Людмиле Крюковой, о поэте Анне Сергеевой, с христианским мужеством переносившей мучительную раковую болезнь и о творчестве лауреата патриаршей премии Виктора Николаева, офицера, чудом выжившего в афганскую войну.

В своем пространном предисловии автор говорит о современной культуре, которая несет зло и разрушает общество. Однако, как отмечает отец Александр, он ни в коей мере не пытается «уничижить искусство как таковое. Искусство, по его словам, духовно, то есть стремится к со­вершенству. Но если искусство зажигает человека искать совершенство, как может это совершенство ограничи­ваться только тварным! Не есть ли это чистый обман, ибо человек после грехопадения потерял власть дости­гать своего естественного совершенства, но ему предла­гается Богом большее, чем естественное совершенство. Нетварная, с Богом соединенная красота. А на пути к со­вершенству человек встречает грех. Таков человек — поэт он или святой, он несет на себе либо греховные язвы ветхого Адама, либо язвы Нового Адама — Христа.

Лучшее искусство, по мнению автора, это всегда устремленность к чистоте и свободе. И подлинный художник — своего рода мученик, приносящий свою жизнь в жертву, как говорится, на алтарь искусства. Но чистота художника, как бы дорого она ему ни стоила, не дает спасения его душе. Тем не менее это может быть чистота, за которую заплачено скорбями души и которая прообразует иную чистоту и уготовляет ей путь. Бог знает труды человеков, оборотную сторону их усилий. Он видит малейший уголок чистоты человеческого сердца и, исполненный жалости, готов прийти на помощь тому, кто терпит поражение. Искусство необходимо человечеству, и, наверное, не менее чем хлеб, потому что располагает его жизнь к принятию жизни духа. Главное, на что хотел автор обратить внимание читателей, — это то, что самое утонченное искусство (с его «цветами зла»), столь презрительно всегда относившееся к массовой культуре, сегодня с ней полностью сливается.

*** Обретение жизненных ценностей дает вера. Только вера в Бога решает все проблемы человека и все расставляет по своим местам. Православная культура России имеет свою историю, полную чудес, явно говорящих о водительстве Промыслом Божиим и покрове Божией Матери над Россией. Эта культура воспитала многих русских гениев в самых разных творческих областях. Таких во­инов, как святой Александр Невский, Александр Суворов, святой Феодор Ушаков. Таких писателей, ученых, как Ломоносов, Державин, Фонвизин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Гоголь, Достоевский и многих других. История православной культуры — это история России. Важно с детских лет приобщить ребенка к родной православной культуре. Это в большой степени залог его будущего развития и становления его души. Это его духовное наследство. Культура, основанием которой всегда служили заповеди Христовы.

Источник: телеканал «Союз» (с)

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X