В 1949 году в Джорданвилле был издан первый том книги протоиерея Михаила Польского «Новые мученики Российские». В 1957-м году в свет вышла вторая книга, вобравшая в себя материалы о жизни, страданиях и мученической кончине за веру или просто в вере умученных и убиенных в российской смуте от большевицкого безбожного гонения. Когда-то еще совсем недавно достать этот двухтомник протоиерея Михаила было еще труднее, чем Евангелие или молитвослов. И, конечно же, еще опаснее. Теперь среди моря церковной литературы самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные новомученикам и исповедникам Российским. Не является исключением и книга протоиерея Александра Шаргунова «Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней». Эта книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и заняла свое место на нашей книжной полке.
Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. В Евангелии мы читаем такие слова Спасителя: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы. И поведут пред царей и правителей за имя Мое. Преданы также будете и родителями, и братьями, и сродниками, и друзьями». Описанные Господом гонения последовали уже в первые века христианства, когда ученики Христовы жестоко преследовались. И это с новой силой повторилось уже в нашем минувшем XX веке. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000-м году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них безвестных, чьи имена не смогут вместить никакие календари.
Как отмечает автор, в 1917-м году, накануне великой бури, в России было 300 тысяч священников. В 1995-м году бывший член политбюро ЦК КПСС Александр Яковлев говорил о 200 тысячах расстрелянных священников и миллионах верующих, из них в сонме новомучеников и исповедников Российских поименно прославлено пока только немногим более 1000. Сколько было расстреляно, замучено, сколько сгинуло епископов, священников, монахов, женщин и мужчин, детей за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах, на каторгах ГУЛага? Сколько было их во всем народе? Ни один дом не минула чаша сия. Об этом поется и в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственные страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как же драгоценна должна быть для нас, по мнению автора, каждая подробность, связанная с их подвигом.
В настоящей книге собраны рассказы о новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви, а также о подвижниках благочестия наших дней. В первой части, которая называется «Сад с деревьями в цветах и плодах. Обитель Марфы и Марии», собраны воспоминания монахини Надежды Бреннер, которая была одной из последних сестер Марфо—Мариинской обители милосердия. Она умерла 1 сентября 1983 года в возрасте 93 лет. Незадолго до смерти ей явилась великая княгиня с сестрами и сказала: «Зиночка! (так ее звали до пострига) Приходи к нам. Не сомневайся, у нас тебе будет хорошо». Воспоминания монахини Надежды посвящены святой преподобномученице Елизавете, духовнику обители протоиерею Митрофану, в монашестве архимандриту Сергию Серебрянскому, и монахине Любови, самой близкой подруге матушки Надежды. Здесь же представлены дневниковые записи самого отца Сергия, которые многие годы хранились также у автора воспоминаний.
Вторая часть книги называется «Это наследие нам принадлежит», ее составили воспоминания схимонахини Анны Тепляковой, которые, по словам автора, стоят в одном ряду с воспоминаниями о Марфо—Мариинской обители, чудесами царственных страстотерпцев и рассказами инокини Марии Вышеславцевой.
Матушка Анна родилась 10 февраля 1907 года в Москве в крестьянской семье. Детство прошло в деревне под Волоколамском. С 1925 по 1928 годы она была послушницей Борисоглебского Аносина монастыря. После его закрытия по благословлению духовного отца вступила в брак с Алексеем Михайловичем Тепляковым. В 1960 году Алексей Михайлович принял сан диакона, а спустя 10 лет оба супруга были пострижены в монашество архимандритом Амвросием Ивановым. В 1986 году незадолго до своей смерти иеродиакон Алексей принял схиму, а год спустя во время тяжелой болезни в схиму была пострижена и матушка Анна.
Как отмечает автор, матушка Анна была участницей исповеднического подвига нашей Церкви, явленного в самые трудные годы гонений. В юности она была духовным чадом священномученика Августина Беляева, епископа Калужского, лично знала Святейшего Патриарха Тихона, протоиерея Михаила Польского и многих ныне канонизированных мучеников и исповедников. Вся жизнь матушки была связана с Даниловым монастырем, и ко Господу она отошла в канун памяти святого князя Даниила. Схимонахиня Анна ровесница века, в который наша церковная жизнь пережила свою Голгофу.
«Прочтите эти воспоминания, — обращается к читателям автор, — это наша Церковь. Это наследие нам принадлежит. Мы тоже призываемся быть православными христианами в сегодняшнее апокалипсическое время».
Третья часть книги называется «Ветер Духа Святого дует во все паруса. Ныне время благоприятное». В этой части книги собраны проповеди отца Александра Шаргунова, сказанные им в день памяти Всех святых в Земле Российской просиявших и в день Святых новомучеников и исповедников Российских. Отдельные проповеди посвящены святому царю страстотерпцу Николаю II, святителю Иоанну Шанхайскому, преподобному исповеднику Гавриилу Игошкину, блаженной матушке Матроне. Кроме того, автор рассказывает о подвижниках благочестия, многие из которых являются нашими современниками. Среди них архимандрит отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Тихон Агриков, протоиерей Михаил Труханов, протоиерей Григорий Пономарев, оптинские монахи Василий, Трофим, Ферапонт и многие другие. Завершает эту часть отец Александр проповедью, в которой обращается ко всем нам со словами: «Будьте серьезными людьми».
Праздник всех новомучеников и исповедников Российских говорит не только о том, что Церковь прославляет всех, кто свят, но и о том, что все призваны к святости. Заповеди Божии, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, не тяжки суть, они легки. Легки, когда есть любовь, то есть благодать. Но не все спасаются, потому что трудно жить в мире, трудно исполнять заповеди, и об этом предупреждают наши святые. Однако, как говорит автор, пусть твердо правило человечества, согласно которому большинство отступает от того, что слишком трудно, но мы рассчитываем на благодать. Пусть наше наступление в этой войне и захлебнется на полдороге, и, созидая башню, мы ляжем костьми, когда не будет хватать строительного материала, но нельзя любить Бога в половину любви. Благодать и отчаяние сражаются на земле друг с другом. И воистину есть только одна печаль: не быть святыми.
В заключительную часть данной книги, которая называется «Возьми крест свой и следуй за Мною», включены проповеди отца Александра, дающие богословское осмысление мученического и исповеднического подвига в свете евангельского учения. По словам автора, Господь утешает своих учеников крестным утешением: «Претерпевый же до конца спасется». Этим испытаниям будет положен конец: они могут быть долгими, но не будут всегда. Бог не попустит быть искушаемыми сверх сил, Он даст Свою помощь, Свою благодать. Спасение будет вечным воздаянием тем, кто твердо стоит до конца. Обетование апокалипсиса непреложно: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
В прошедшее воскресенье, 8 февраля, Святая Православная Церковь праздновала день памяти целого сонма святых, пострадавших за веру в период советской власти, начиная с 1917 года. По словам протоиерея Александра Шаргунова, Праздник новомучеников и исповедников Российских напоминает нам, что все мы призваны к блаженству небесного царства. Ведь многие святые ХХ столетия были такими же простыми людьми, как и мы: один был приходским священником, вторая пела на клиросе, третий был сторожем в храме, четвертый — деревенским учителем. В этом же ряду стоят домохозяйки, гимназистки, врачи и еще многие, многие другие. Святость же, по словам священника, это просто готовность самых неприметных людей — таких, как все мы, — если понадобится, отдать свою жизнь Богу. Жизнь — самую скорбную и самую счастливую, какая только может быть, которая начинается здесь и не имеет конца в Царствии Божием.
Ведущий: Андрей Печерин
Расшифровка: Анна Поздняк
Источник: телеканал «Союз» (с)