Слово в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя
Сегодня у нас третий Спас, праздник Нерукотворного Образа Спасителя. Эта молитва: «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси от работы вражия» — по чину древнему должна быть первой нашей молитвой, когда мы входим в храм. Прежде чем начать служение Божественной литургии, священник на солее перед иконой Спасителя произносит эту молитву. Эту молитву произносили святые мученики, когда было гонение на Церковь со стороны иконоборцев. Этим Образом Нерукотворного Спаса, который был на знаменах русского воинства, наше Отечество противостояло своим врагам.
Сам праздник Нерукотворного Образа Спасителя, как мы знаем, связан с событием, которое было еще при жизни Христа. Некто Авгарь весь был покрыт проказой. Зная о чудесной помощи Христа, но не имея возможности придти к Нему, он послал своего слугу. И получил на холсте нерукотворное изображение Лика Христова, который исцелил его. Все иконы берут начало от этого Нерукотворного Образа. И честь на первообразное восходит. Через многие иконы даруется нам исцеление, и телесное, и душевное. Самое главное, чтобы мы были очищены от проказы греха и смерти, которой мы все покрыты с ног до головы. Как говорит Писание, «во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет здорового места» (Ис. 1, 5—6). Только обращением ко Христу совершается наше спасение. Только взирая на Его Пречистый Лик, можем мы обретать свое собственное лицо, только живя по правде и совести, по заповедям Божиим, можем мы обретать достоинство человеческое. А когда грех побеждает, когда он утверждается как нормальное явление, люди становятся в лучшем случае безликими, а в худшем случае через них начинает проступать образ зверя.
Как обрести нам этот лик человеческий по образу Христову, как нам стать теми, кого Бог первоначально сотворил для участия в Божественной жизни? Мы начинали Успенский пост поклонением Кресту. В середине был праздник Преображения, где лицо Христа просияло как солнце и открылась нам слава Господня, и завершаем этот путь праздником третьего Спаса, поклонением Нерукотворному Образу Спасителя. Святая Церковь напоминает нам, что слава Преображения Господня, сияние лика Христова и всякого человека, который будет со Христом, — это тайна будущего века, которая иногда только приоткрывается нам здесь, на земле. Но на земле мы должны прежде всего явить своей жизнью, своим лицом то, что означает эта слава, то есть любовь Христову, верность Его заповедям, чтобы не умалена была слава Креста Христова. Господь сокрывает Свою славу, дает нам идти путем свободного избрания правды Божией, любви Его, в которой всегда присутствует эта слава.
Сегодня в Евангелии Господь говорит, что никто не знает Отца, только Сын, Сына знает только Отец, и Отца открывает только знающий Его Сын тому, кому Он хочет открыть. Он хочет открыть эту тайну непостижимой славы Христовой всем, и всех нас зовет к участию в жизни истины. Что нам нужно делать, чтобы научиться этой любви Христовой в мире, где каждый христианин должен иметь вид «грядущего во Иерусалим»? И поэтому мир не принимает его. Апостолы, услышав об отвержении Христа, возревновали пламенной ревностью и сказали: «Хочешь ли, Господи, чтобы огонь сошел с небес, как и Илия сотворил». Эту ревность о Божией славе мы должны иметь. Прежде всего веру в Господа, какая была у апостолов. Они верят, что Господь скажет — и сойдет огонь, все совершится по одному Его слову. Во-вторых, всецелое предание себя воле Божией. Не так, как мы хотим, а как Ты хочешь, Господи. Если хочешь, скажи, и пусть сойдет этот огонь. И самое существенное, может быть, что мы видим у апостолов, особенно для нашего времени, — неравнодушие к тому, что совершается в мире, — к поруганию Господа, к отвержению Его.
Господь говорит им: «Не знаете, какого вы духа». Потому что Ветхий Завет — это пламенеющая ревность Моисея и Илии, а мы должны приобщиться Крестной любви Христовой. Никто не может достигнуть ее, если будет равнодушен к тому, что совершается в мире, к тому, что имеет непосредственное отношение прежде всего ко Христу, потому что в этом смысл всех событий. Любовь, о которой Христос говорит, может быть обретена только тогда, когда у нас есть эти качества, которые имели апостолы. И только когда взор наш устремлен ко Господу, идущему на страдания и принимающего смерть не только ради тех, кто знает Его, но и ради тех, кто еще Его не знает и, может быть, даже отвергает Его.
Да будет и нам дано услышать это слово Христово. Чтобы мы не мечтали о любви, которая может быть только самообманом, если прежде мы не будем учиться ревности о правде и славе Божией. Если не будет у нас подлинной веры в Господа, доверия и послушания Ему. Если не приобщимся своими скорбями хотя бы в малой степени тому Крестному страданию, где Господь являет Свою любовь до конца. Пусть у каждого из нас лицо будет ясным и твердым, как сказано в Евангелии, в хранении истины. Лицо идущего во Иерусалим. В Иерусалим земной, где совершаются до конца истории сражения ради того, чтобы наибольшее число людей могло покаяться и придти ко Господу. И в Иерусалим Небесный — к Пречистому лику любви Христовой, обращенного всегда к Церкви Его святой, ко всему роду человеческому.
Протоиерей Александр Шаргунов