Как достойно принять Богоявленскую воду

Слово на Крещенский сочельник

Поздравляем всех с праздником Богоявления, Крещения Господня, Просвещения! С праздником обновления нашего покаяния. Этот праздник раскрывает нам небеса Божии, которые были закрыты и которые всегда бывают закрыты грехом. И нам даруется общение с Богом. Но для того чтобы достойно принять Богоявленскую воду, требуется наше покаяние, которое святая Церковь называет вторым крещением. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, источник слез в покаянии после крещения больше, чем само крещение. Только благодаря крещению человек может покаяться. Только благодаря тому, что он увидел свет. Поэтому первый и главный дар крещения — это покаяние.

Если кто приходит в Церковь без покаяния, без решимости изменить свою жизнь — тот как бы человек некрещеный, хотя он и крещеный. Плод благодати крещения — в покаянии. И отсутствие покаяния как бы упраздняет наше крещение.

На Иордане Господь входит в воды человеческого греха. Как исповедует сегодня Церковь, Он погружается в воды потопа, в которых утонуло все человечество. И в воды Чермного моря, в которых утонули фараон, враг Божий, и все воинство его, гонители богоизбранного народа. Господь входит в эти воды, чтобы разделить участь утонувших в них, чтобы принять на Себя всякий грех, какой только есть на земле, самый предельный и самый жестокий. Безгрешный Господь, Бог, ставший человеком, входит в воду, как в нашу смерть. В смерти каждого из нас присутствует это Его погружение, чтобы каждый из нас, во Христа крестившийся, был приобщен славе Его Воскресения.

Поэтому пусть не унывает никто от своих грехов, какие бы они ни были. Нет таких грехов, в которые Христос не погружается как в то, что Ему надлежит понести в Своей жизни и смерти. Где покаяние, там «бездна бездну призывает», как говорит псалом — бездна греховная «милосердия бездну». Он не приходит, чтобы обогатить богатых, говорят святые отцы, чтобы насытить насыщенных, оправдать праведников или избавить от бед тех, кто надеется только на свои силы. Или дать познание истины тем, кто считает себя знающим всё. Он приходит, чтобы взыскать заблудшее — тех, кто сознает себя в нищете духовной, в греховности, в смерти, от которых нет избавления.

Крещение Христово раскрывает тайну Его будущего служения. Сами слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», связаны с этой превечной тайной. Начало их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» — пророчество Духом Святым из второго псалма.  А далее — из 42-й главы пророка Исаии, где он говорит о Муже скорбей, о Мессии, о Царе Израилевом, Который грядет в мир. Крещение Господне открывает нам, что Христос явился в мир, чтобы идти путем Креста. Он Царь Израилев, но Престол Его Царства — Крест. Он будет Победителем мира, но Его победа — через жертвенную любовь ради каждого из нас.

Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, — пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение об избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.

Сей есть возлюбленный Сын Божий. Он — Искупитель мира. И потому особенно возлюблен Отцом, что приходит в мир, чтобы спасти его от грехов. Ибо так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного не пожалел и принес в жертву за грехи всех людей. И Отец Небесный принимает всех в Своем Божественном Сыне.

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не просто «с Которым Мое благоволение», но «в Котором Мое благоволение». Его благоволение со всеми людьми, которые во Христе, со всеми, кто соединен верой и крещением со Христом. Неблаговоление Божие ко всем людям и было, и продолжается — до тех пор, пока они не соединятся со Христом. Бог наш есть Огнь поядающий — вне Христа. Во Христе Его милость и благоволение — к каждому человеку, который вместе с Ним.

Возрадуемся и возвеселимся, потому что если с нами Бог — кто может быть против нас! Если Его благоволение к людям — все совершит, все исполнит Господь, приведет всех, кто с Ним к вечной славе. И в этот праздник, как в день первого Богоявления, Рождества Христова, мы возносим славу Богу, открывающему нам Свое благоволение: «Слава в вышних Богу и на земле мир», и в нас, в человецех, к Нему вечное благоволение.

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X