Истинная христианская молитва

Слово на евангельское чтение в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Мф, 25 зач., 8, 5—13

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Сегодняшнее Евангелие — об исцелении слуги сотника. Отметим, прежде всего, что этот сотник — не иудей, он — язычник. И, может быть, это могло бы научить нас быть более внимательными к нашим ближним, которые еще не христиане, но вызывают порой восхищение Самого Господа. А мы, чада Царства, где мы?

Сотник учит нас смыслу своего поступка и веры, еще не знающей истинного Бога, но устремленной к Нему. Его поступок — приближение ко Господу ради одного из его детей, одного из его слуг, который болен и страдает. Святые отцы говорят, что нам, христианам, вверены Богом не только наши самые близкие, наша семья, наши друзья и знакомые, но также те, кто кажутся далекими от нас. Есть ли хоть один человек, который не вверен нам, и ради которого мы не пошли бы с ходатайством ко Христу? Пусть каждый из нас встанет сейчас пред Господом и спросит себя: какова моя реакция, когда я вижу такого-то и такого-то человека, у которого проблемы со здоровьем или другие проблемы, когда я слышу о всех несчастьях, о всех бесчисленных страданиях? Когда я слышу о том, что мой сосед умирает в страшных муках от рака, а его юная дочь занимается распутством? Или когда все кругом говорят, что наш русский народ вымирает, что мы на первом месте в мире по числу убийств нерожденных детей? Какова моя реакция — пройти мимо, поговорить с кем-то из них, вынести суд, выразить сожаление? Что можем мы ждать для себя, когда приближаемся ко Христу? Мы едины с Ним. В Послании к Евреям Он говорит Небесному Отцу: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 13). Будучи членами Тела Христова, чадами Божиими, и зная это, мы должны неотступно следовать за Христом, потому что Он один — Спаситель.

В сегодняшнем Евангелии мы видим, что Христос идет дальше исцеления. Исцеление — только внешний знак. Он приходит спасти, Он хочет дать жизнь, истинную жизнь. Очевидно, что когда речь идет о наших самых близких, мы делаем все, чтобы помочь им. Мы понимаем, как малы наши силы, но мы должны всегда молиться. Вот истинная христианская молитва, которой нас учит сотник, — придти ко Христу, и в Его приношении принести к Богу всех, кто еще в рабстве, в смерти, в грехе, в страдании.

Сотник учит нас вере, вызывающей изумление Самого Господа. Когда Господь говорит ему, что придет исцелить его слугу, он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». В наших молитвах ко святому причащению и во время Евхаристии мы повторяем это исповедание веры сотника, прежде чем приступить к Святым Тайнам: «Господи, несмь достоин, ниже доволен, да внидеши под кров души моея». Но понимаем ли мы, что слово, о котором говорит Христос, есть Слово Отчее, Сам Христос, Его имя?

Наша молитва должна быть прежде всего о том, чтобы углубилась наша жизнь, чтобы мы научились жить по правде и истине. Бог без конца говорит с нами Своим Словом. Но наше несчастье в том, что мы не слышим Его. Мы Его часто просто не слушаем. Каждый из нас по дару Христа призван стать словом живым, обращенным к другим людям. Чтобы для тех, кто не может ничего разобрать в Евангелии, мы стали письмом, как говорит апостол Павел, узнаваемым и читаемым всеми человеками (2 Кор. 3, 2). Но для этого мы должны ответить всей глубиной своего сердца на зов Христов. Такая вера возвращает к жизни умирающих, мертвых. Такая вера запечатлена Духом Святым и потому через нас она может коснуться многих, даже тех, кто, кажется, безнадежно далек от Господа. Будем слушать в час причастия и всегда это слово Христово, за которое Он заплатил Своею Кровью: «Мужайтесь, Я победил мир». Только такой верой, только Духом Святым утверждается тайна апостольского служения, проповеди Церкви, до скончания века: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X