Рецензия на книгу прот. Александра Шаргунова «Миражи любви и Церковь» (журнал «Литературная Россия», № 2009 / 46, 23.02.2015)
Новая книга известного православного богослова отличается особой живостью и злободневной заострённостью – при обычной для него глубинной теоретической оснастке. Не мудрено: ведь значительную часть сборника составляют ответы авторитетного батюшки на недавние вопросы прихожан, присланные в редакцию журнала «Русский Дом».
Откуда такое заманное с виду название, почему вдруг «Миражи любви»? «Потому что Бог – это любовь, – отвечает сам автор. – И человек – это любовь. Мир и сейчас продолжает поклоняться любви – но теперь уже это бог с маленькой буквы, идол. Святые отцы говорят, что существует столько же ложных учений о любви, сколько ложных учений о Боге».
Ложных учений в наше время столько, что похоже на нарастающий вал. Развитие мультиплицирующих технических средств плюс свобода печати (плати денежки – и печатай что хочешь) привели к тому, что у человека неподготовленного, но тянущегося к духовным запросам, голова идёт кругом. А тут ещё «разномыслия» (термин апостола Павла) внутри самой Церкви – от вполне оправданных в деле поиска истины до откровенно провоцирующих скандал и в итоге раскол. А мечты о православном канале телевидения, где были бы возможны поучительные дискуссии по насущным вопросам духовно-церковной жизни, остаются мечтами: те считанные минуты, которые некоторые (в основном региональные) каналы этому отводят – невеликие помощники делу. Потому-то так важны книги, подобные этой. По крайней мере, пять тысяч семей (да еще одолженные ими друзья и читатели библиотек) могут получить внятные и в большинстве случаев исчерпывающие ответы на волнующие их вопросы.
Как понимать те или иные загадочные места в Евангелии? Как свести воедино внешне столь противоречащие друг другу высказывания Христа? Как понять, например, Его слова о том, что много прошло людей перед ним, но видел он только воров и разбойников? Откуда взять силы любить этих самых воров и разбойников, буйно расплодившихся в наше время? Неужели и Горбачёва с Ельциным, разоривших отечество, тоже любить? И Чубайса, «кинувшего» двести миллионов человек, помахав перед их носом фантомом-фантиком? А святыни великого прошлого – насколько они подлинны, не легендарны? А подвиги недавних страстотерпцев – от Царственных мучеников до убиенного в Чечне Жени Родионова – насколько они не случайны? А как относиться к борцам с ИНН и светскими паспортами, якобы помечающими нас знаками сатаны? И к провозвестникам святости иных сомнительных деятелей прошлой исторической судьбины отечества, таких как Иван Грозный или Григорий Распутин? Или Сталин, которого иные ретивцы помещают уже и на иконы? Каких позитивных деяний достаточно, чтобы полностью обелить человека – настолько, чтобы провозгласить его даже святым? И как относиться к роскоши, в каковой пребывают иные архиереи, то есть «сверх-священники», если слово священник и слово святость одного корня?
Таких и подобных вопросов накапливается множество у любого прихожанина, чем бы он в профессиональной жизни своей ни занимался. И далеко не каждый батюшка готов на них внятно ответить: и среди семинаристов бывают троечники. А ведь есть ещё по самой природе своей взыскующие истины интеллигенты-гуманитарии, которым важно знать, в чём всё-таки мы расходимся с братьями по вере католиками и в чём – с протестантами. Или: как смотрит Церковь на таких кумиров на родной почве взошедшей мысли, как Владимир Соловьёв или яростный оппонент его Василий Розанов? (Вот и о новом – в связи с клонами, что ли? – ширящемся культе «трупобожника» Николая Фёдорова спросить бы; в чём тут причина?)
Наивно было бы думать, что, открыв сию книгу, взыскующий истины читатель эту самую истину во всей непреложности и получит. Так не бывает. На каждом из нас вериги среды, образования, опыта собственной жизни. И любовь Христа к нам – то есть именно к этому нашему уникальному опыту – самое надёжное для нас упование.