ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Суббота

Мф, 30 зач., 9, 9—13

Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». Сборщики пошлин — мытари были ненавидимы всеми за свою нечестность, действительную или предполагаемую: часть доходов они должны были платить власти, нанимавшей их. В свою очередь они получали полную свободу делать все, что им заблагорассудится по отношению к плательщикам пошлин. И мытари пользовались этим, нещадно обирая нищий народ. Кроме того, поскольку они находились в постоянном общении с римлянами, язычниками, они жили в постоянной, согласно иудейскому закону, нечистоте. По этой причине они исключались из всех молитвенных собраний. Они являлись общепризнанными грешниками.

«Господь говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Избрание презираемого всеми сборщика налогов было соблазном, вследствие которого могли разбежаться все будущие последователи этой новой общины, которую Христос намеревался создать. Требовалось много мужества, и не только мужества, чтобы пойти против общепринятого мнения. Но Христос — абсолютно свободен и независим. Этот поступок, это игнорирование всех религиозных и социальных условностей имело исключительную важность для будущего. Мы увидим сейчас, какое значение придавал Спаситель этому избранию. Он вводит в число Своих апостолов человека, с точки зрения толпы, явно сомнительного, презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви — вместе с Петром, Андреем, Иоанном и другими. Господь видит глубоко и далеко.

А мы? Способны ли мы быть независимыми от того «что скажут все», чтобы твердо следовать своим принципиальным убеждениям? Не слишком ли часто определяем мы многих людей согласно заранее наклеенным на них этикеткам? До какого предела способны мы преодолевать границы, отделяющие нас от людей, которые, может быть, больше всех нуждаются в помощи Церкви?

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его». Итак, для Матфея это призвание Господом — праздник, и он устраивает пир по этому поводу. Приглашены в первую очередь такие же как он, его товарищи по работе, «презренные мытари». Они едят и пьют, и поют. И Господь среди них. Какой ужас, какой соблазн! Мы помним историю с другим мытарем, по имени Закхей. По всей вероятности, этот новый Учитель устраивал подобное не раз. Но такое не забывается. И не прощается.

«Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Мало того, что Он позвал грешника как апостола. Он разделяет с ним трапезу, скоро все здравомыслящие люди будут повторять: «Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11, 19). Чтобы понять, насколько серьезно происходящее, мы должны знать иудейские обычаи. Пригласить кого-то за стол, пойти к кому-то в гости — значило вступить в близкое общение с ним. Никогда не едят неизвестно что и неизвестно с кем, но только то, что освящено, и только с теми, кому предлагают свою дружбу и кто обрядово чист.

Поэтому фарисеи задают совершенно нормальный вопрос. В конце концов, они только хранят верность своим религиозным обычаям. Но надо, чтобы новый Учитель объяснился. Что означает Его поведение?

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь не приходит к людям с дурной репутацией, чтобы кого-то удивить, но чтобы помочь. Как врач душ и телес наших, как скорая помощь — к самым тяжело больным. В этих словах Спасителя — вся суть Его служения. Но, может быть, кто-нибудь лукаво скажет: грех — это болезнь, и человек не виноват. Нет, говорит Господь, зло остается злом. И ответственность с грешника не снимается. У Христа не может быть никакого компромисса с грехом. Он не говорит, что мытари имели право обманывать бедных. Но прежде чем вынести приговор, Он дает им возможность исцелиться.

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы». Это значит, что любовь больше, чем все духовные подвиги. Сами по себе они ничего не значат. Смысл христианской веры — познать свою греховность и бесконечное милосердие Божие, и начать решительно исправляться. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Самый отчаянный грешник может изменить свою жизнь. Всякий раз, когда мы ставим печать невозможности покаяния на каком-либо человеке, мы предаем Христа. Церковь Христова не имеет права быть Церковью супер святых. «Вся Церковь, — говорит преподобный Исаак Сирин, — есть Церковь погибающих и Церковь кающихся». И только потому — только по дару общения со Христом — она свята.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X