Вторник
Ин, 33 зач., 8, 51—59
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.
Господь утверждает, что всякий, кто соблюдает слово Его, никогда не узнает смерти. Эти слова вызывают ужас и смятение среди иудеев. Авраам умер, и пророки умерли. А разве они не соблюдали слово Божие? Кто такой этот Иисус, что ставит Себя выше величайших отцов веры? Но Господь говорит не о физической смерти. Он говорит, что для того, кто истинно принимает Его, смерть — не последнее слово. Он вступает в такие отношения с Богом, которые ничто не может разрушить. Он совершает переход не от жизни к смерти, а от жизни земной к вечной жизни. Смерть открывает для Него еще большее присутствие Божие. Правда, что Авраам и пророки были великими в благоволении Божием и в почитании благочестивыми людьми. Правда, что они соблюдали слово Божие. И правда, что они умерли. И они никогда не дерзали говорить, что им дано бессмертие, тем более, что они могут дать его другим. Их слава в том, что они умерли с верою, но они должны были умереть. Иудеи полагали, что никто не может быть больше Авраама и пророков. Странным образом они позабыли, что Мессия будет больше их. Слыша эти слова Господа, они, вместо того, чтобы обвинять Его в одержимости, должны бы были задуматься, не Он ли Мессия, Христос, но глаза их были ослеплены.
«Чем Ты Себя делаешь?» — насмешливо вопрошают они. И вновь Господь с кротостью отвечает им. Поистине это был день Его долготерпения. «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто». Химера собственного превозношения не напрасно именуется тщеславием, и слава суетного мира — только обман и самообман. Но суды вечности отличаются от судов временных.
Господь отсылает их к Своему Отцу — к Богу и к их отцу — Аврааму. «Меня прославляет Отец Мой», — говорит Он. От Бога Отца Он принял всю Свою славу и ищет только славу Отца. И все, кто Христов, кто ищет славы Отчей, не должен страшиться здесь, на земле, никакого бесчестия. «Вы говорите, что Он — Бог ваш, — обращается Спаситель к иудеям, — но вы не познали Его». Вы совершенно не знаете Его, ваши познания Бога ложны. «А Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец». Если бы Он отвергся Своего единства с Богом ради ложного смирения перед иудеями, то стал бы лжесвидетелем против Бога и против Себя. «Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его», — говорит Христос. Единственный путь познания Бога — через Иисуса Христа. Только в Нем — полнота Божественной истины, только в Нем мы можем видеть, каков наш Бог. И только в Нем мы видим совершенное послушание Богу. Он один являет нам истинного Бога и истинного человека. И дает образ верности слову Божию и послушания Богу Отцу.
«Авраам, отец ваш, — говорит Он иудеям, — рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался». Те, кто видит первый луч солнца правды, не могут не желать наступления Господня дня. Это была его радость о благоволении Божием к нему и о милости Божией ко всему роду человеческому. Видение Христа и дня, «егоже сотвори Господь», не может не наполнять человеческое сердце радостью. Никто не может узнать, что такое истинная радость, пока не узнает Христа. «На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Им представляется нелепой возможность видеть того, кто жил за много веков до Его рождения. И для них это повод с насмешкой отозваться о возрасте Христа, как если бы они хотели сказать, что Он слишком молод еще, чтобы по-настоящему что-либо знать.
И тогда Господь произносит эти сокрушающие их слова: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Христос не говорит: «прежде нежели был Авраам, Я был», но «прежде нежели был Авраам, Я есмь». Это означает, что Он не имеет начала. Не было такого времени, когда Он начал быть. И не будет никогда такого времени, когда Он перестанет быть. Это не значит, что Человек, с Которым говорят иудеи, всегда был. Как человек, Он родился в Вифлееме. Но есть только одно лицо, не имеющее начала, это Бог. Во Христе явилась на земле жизнь Бога. Христос — вчера, сегодня и вовеки Тот же. В Нем мы видим Человека, Который пришел в мир, чтобы умереть человеческой смертью. И мы видим в Нем безначального Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, рожденна, несотворенна прежде всех век, от начала Сущего, Того, Кто Первый и Последний и Кому слава подобает ныне и присно и во веки веков.
Иудеи же «тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее». Он прошел посреди них, не узнанный ими. Он уходит от них, и оставляется дом их пуст. «Он пошел далее» — до Креста, до сошествия во ад, до Воскресения и Вознесения, до дара Пятидесятницы ради приобщения всех любящих Его Своей Божественной славе.
Протоиерей Александр Шаргунов