Среда
Ин, 21 зач., 6, 35—39
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Христос снова и снова называет Себя Хлебом жизни. Он — Хлеб жизни, ибо Он произрастает от древа жизни. Он — Хлеб живой, в отличие от обычного мертвого хлеба, и питает нас Своей плотью. Христос — вовеки живой, вечный Хлеб. Сколько бы ни проходило времени, учение Христа распятого и воскресшего будет укреплять и утешать верующих в Него. Он дает жизнь миру. Манна в пустыне только сохраняла и поддерживала жизнь. Христос дает жизнь умершим от греха. Манна была предназначена только для Израиля, но Христос дан для жизни мира. Он — Хлеб, сошедший с небес. Это свидетельство о Богочеловеческой личности Христа, о Божественном происхождении всякого истинного блага, которое мы приемлем через Него.
Господь показывает, что значит веровать в Него: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Они будут насыщаться от источника жизни. И вечная смерть не коснется их. Какая милость и честь, и утешение — веровать во Христа. И Христос с печалью говорит о тех, кто видел Его и не верует в Него. Как может человек веровать в Него, если всего себя предает миру и жизни по плоти? Но хотя иудеи, которые видели Его, не веруют в Него, есть у Господа овцы, которые не от сего двора, и тех подобает Ему привести ко спасению. «Все, что дает Мне Отец, — говорит Христос, — ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон». Как радостно для нас слышать это слово Христово! От нас зависит только придти ко Христу, и Он приведет нас к Отцу Небесному. Его красота и любовь, и мудрость влекут нас к Нему. Чувство предельной нужды и страх опасности влечет нас к Нему. Все на свете — и жизнь, и смерть влекут нас к Нему. И твердо Его обетование: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Как много сказано в этих словах! Потому что у нас есть основание бояться, что Он изгонит нас.
По справедливости мы можем ждать, что нас встретит Его праведный гнев, и двери Царства окажутся закрытыми для нас. Этот страх отчаяния исчезает, ибо Он уверяет нас, что никогда не сделает так. Как бы ни были мы грешны, Он никогда не отринет нас, если мы придем к Нему с искренним покаянием. И в этих словах: «Не изгоню вон» мы не можем не слышать несравненно большее. Он не только не изгонит нас, Он примет нас, Он даст нам все, ради чего мы приходим к Нему. И нам открывается воля Пославшего Его Отца — чтобы из того, что Он Ему дал, ничего не погубить, но все воскресить в последний день. Это Завет искупления между Отцом и Сыном, открываемый в Духе Святом. Никто из тех, кого Бог избрал Своей любовью и вверил Своему Божественному Сыну, не будет похищен из руки Его. Никто из тех, кто сохранит свою веру и верность Ему, не будет оставлен Им — ни здесь на земле, ни в вечности, пока не достигнет всеобщего воскресения.
Протоиерей Александр Шаргунов