ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Вторник Светлой седмицы

Лк, 113 зач., 24, 12—35

Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Мы слышим Евангелие о явлении Христа воскресшего двум ученикам Христовым, идущим во Эммаус. Когда они идут по дороге, с ними рядом вдруг оказывается третий Спутник. Где двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них. Они собраны во имя Христово и говорят о том, что произошло в Иерусалиме. Но они не могут узнать Того, Кто идет рядом с ними, потому что «глаза их были удержаны, — как сказано в Евангелии, — так что они не узнали Его» (Лк. 24, 16). День уже клонился к вечеру, и дорога шла на закат. Может быть, они не узнали Христа, оттого что солнце уже заходило, и в слепящем его свете трудно было узнать идущего рядом с ними Человека. Они шли туда, где уже наступала ночь, а христианин должен идти не к закату, а к восходу солнца.

В Ветхом Завете, после того как Бог в пустыне явил чудо через медного змия, знаменующего прообраз Христа Распятого, Он повелел народу Божию идти по дороге, ведущей к восходу солнца. Православные храмы, мы знаем, обращены алтарями к восходу солнца, и каждый христианин призывается идти по дороге, ведущей к восходу в нашей жизни Солнца Правды — к воскресшему Христу.

Наступает тьма. Не только о конкретном дне идет речь в Евангелии, эта тьма передает внутреннее состояние апостолов, когда они были в горе и разочаровании от всего, что произошло. Наступает тьма в истории человечества, когда к вечеру преклоняется день. И тем не менее мы призваны к тому, чтобы всегда помнить, что наша дорога идет туда, где восходит солнце, где свет. Не ко все сгущающейся тьме вокруг нас, которая очевидна, но — к восходящему солнцу, которое мы не можем различить.

Когда два ученика в сегодняшней евангельской притче говорят Путнику, поравнявшемуся с ними, о страшных событиях, в их словах звучит печаль — может быть, самая великая печаль, которая когда-либо была в мире: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля». Все их надежды оказались похоронены. Но по мере того, как ученики Христовы идут по дороге в Эммаус, их Спутник все более и более раскрывает им значение происшедших событий. И жизнь снова обретает смысл там, где она уже казалась совершенно бессмысленной. Тьма постепенно становится светом, оттого что Он идет рядом с ними.

Путник, идущий в Эммаус вместе с апостолами, делает вид, что хочет идти дальше, когда они, уставшие после дороги, останавливаются на ночлег. Они приглашают Его остаться с ними на трапезу, потому что «день уже склонился к вечеру». В этот момент многое решается в судьбе этих апостолов. И всегда решается в такие моменты в судьбе каждого человека. Ибо самый великий, самый опасный дар — дар свободы — может быть употреблен нами в погибель. Бог не навязывает Себя никому, Он очень бережно относится к нашему выбору. Оттого, что эти ученики проявляют милосердие — приглашают Его быть вместе с ними, — они сподобляются встречи со Христом воскресшим. Каждый из нас может принять Бога в свою жизнь, а может навсегда пройти мимо Господа, неузнанного нами в других. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Именно это и происходит с апостолом Клеопой и другим учеником, имя которого не названо в Евангелии.

Узнавание Воскресения Христова совершается постепенно. Христос ведет от одной тайны к другой, от одной глубины к большей глубине. Он жив. Но что значит это слово? Может быть, Он снова жив, как снова живым стал воскрешенный Им Лазарь? Вслед за этим ученики слышат, что, пострадав, Он вошел в славу Свою. Наконец, они узнают, что Христос воскрес.

Нам необходимо дорожить словом Божиим, если мы хотим встретить Христа на нашем пути, — вернее, узнать Его, потому что Он всегда рядом с нами. Святые отцы говорят, что Священное Писание — это рай, посреди которого ходит Бог. Кто будет часто, каждый день, открывать эту книгу, умом и сердцем погружаясь в нее, тот встретит Бога, ходящего в этом Божественном саду, в этом цветущем благоухании, священном насаждении истины. Но этого недостаточно. Необходимо сделать еще один шаг.

Христос был узнан учениками в преломлении хлеба, то есть, в Евхаристии. Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал им. Тогда открылись их очи, и они узнали Его. Евангелие становится частью литургии. Когда мы читаем Евангелие за литургией — это часть литургии, литургия оглашенных. Но она неотделима от литургии верных. Литургия целостна от начала до конца, она вся есть преломление хлеба. Все слова молитв, которые произносятся за Божественной литургией, тем более слова Писания, имеют отношение к этой тайне. И когда совершается преломление хлеба, слова евангельские раскрываются в полноте, и открываются очи наши к узнаванию Господа.

Будем помнить об этом великом даре, который всем предлагается в Церкви. Недостаточно только слова Божия, чтобы узнать Христа. Необходима жизнь по этому слову. Недостаточно слова Божия — необходимо участие в Божественной Евхаристии. Только приобщаясь в полноте слову Божию и Хлебу, Сошедшему с небес, можем мы лично узнать воскресшего Господа. Вся жизнь наша — это дорога в Эммаус, и вся она должна быть покаянием, изменением ума, через приобщение слову жизни и Телу и Крови Христовых. Через приобщение всему, что Христос сказал и совершил нашего ради спасения. Это дивная трапеза — «трапеза любви», за которой присутствует Христос, — начинается с обычной трапезы. Бог сугубым образом присутствует с нами не только когда мы молимся в храме, участвуем в Таинстве преломления Хлеба за Божественной литургией, но и когда мы помним о Нем в нашей повседневной жизни.

Ученики Христовы, благодаря участию в вечерней трапезе и приобщению Таинству, узнают распятого и воскресшего Господа и исполняются радостью. Хотя вечер уже наступил, так что Христос «стал невидим для них», Он присутствует в них Своею благодатью, и они, «встав в тот же час, возвратились в Иерусалим» (Лк. 24, 33). Они спешат скорее сообщить другим апостолам, что воистину воскрес Христос.

Святые отцы говорят, что нам ничего не принадлежит в этом мире, кроме того, что мы отдаем другим. Если это верно относительно материальных вещей, тем более это касается духовного. Только тогда благовестие о победе Христовой над смертью до конца становится нашим, когда мы сознаем эту радость так глубоко, что не можем ее удержать для себя и приносим ее другим людям. апостол Клеопа вместе с другим учеником приходят в Иерусалим, где собрались все апостолы, — и видят, что и остальные исполнены той же радости о воскресшем Христе.

Нам открывается, что такое Церковь. Каждый, кто сподобился встречи с Христом воскресшим (в обыденной ли жизни, при чтении Писания или приобщаясь Святых Христовых Таин), приходит в Церковь, где встречается с другими людьми, которые тоже могут рассказать о своем даре, полученном ими от Господа. Они обладают тем же самым драгоценным сокровищем, и вместе все мы исповедуем за воскресной всенощной, повторяя слова святых в течение всех веков до скончания мира: «Воскресение Христово видевше». Это — слава Церкви, потому что каждому из нас принадлежит не только богатство благодатных даров, которых сподобил его Христос, но и то богатство, которое имеют все, кто находится в Церкви Христа воскресшего.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X