Четверг
Мк, 52 зач., 11, 27—33
Тогда пришел Иисус в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. Они рассуждали между собою: если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Много раз религиозные власти Иерусалима приступали ко Господу в храме. Одни группы сменяли другие, чтобы обвинить Его или уловить в сеть, расставленную ими. И теперь, после недавнего полыхания гнева Господня в храме, они подготавливаются к решительным действиям. Их вопрошание Господа в храме уже напоминает тот суд, который они учинят после взятия Его под стражу. Но время этого суда еще не пришло. Вопрос первосвященников и книжников кажется законным: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» Совсем не случайно члены Синедриона, высшего духовного судилища, задают Господу этот вопрос. По какому праву вмешивается Он в дела Храма Божия? Вопрос их коварен, ибо они прекрасно знают, что они — единственные, кто уполномочен принимать какие-либо решения в этой области. Они не сомневаются, что являются обладателями власти, данной им от Бога.
Если бы они могли выставить Его перед народом, что Он не имеет законной власти, что Он не помазан, как полагается, на священство, они сказали бы народу, что Его не должно слушать. Более того, если бы Он сказал, что делает это собственной властью, они могли бы арестовать Его как Того, Кто «будучи человеком, делает Себя Богом». А если бы Он сказал, что делает это властью Божией, Его также можно было бы взять под стражу по обвинению в богохульстве, ибо Бог никогда никому не дает власти, чтобы учинять беспорядки во дворах собственного дома. Они пытаются найти последнее оправдание своему упорному неверию и ищут любым способом опорочить Его небесное посланничество. Этот вопрос, который они задают Господу, должны бы задавать себе все священники, все, кто наделен властью, и давать на него ясный ответ. «Какой властью я это делаю?» И кто может проповедовать, если не послан Богом?
Господь не отвечает прямо на их вопрос. Он ставит им предварительное условие: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Первосвященники и книжники оказываются перед трудным выбором. Если они скажут, что Иоанн Креститель с его служением — с небес, то есть от Бога, они опозорят себя, потому что Христос тотчас же обратит это против них: «Почему же вы не поверили ему?» Если крещение Предтечи, исповедовавшего Иисуса Мессией, Христом, — было от Бога, они должны были бы признать божественное происхождение власти Мессии.
Если они скажут, что дело Иоанна — чисто человеческое, то с неизбежностью столкнутся с мнением народа, который признает его за пророка. Оказывается, не только нечестивые рабы, но и власть предержащие могут быть подвержены низменному страху, лишающему их независимости в суждениях. Мы видим плотской рабский страх иудейских властей, замысливших погубить Господа. Они боятся и огромного почитания Господа народом. Их уклончивый ответ: «Не знаем» — откровенный вызов Господу. И Господь делает соответствующие выводы: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю». Они не заслуживают этого. Потому Господу нет нужды говорить им об этом. Ибо никто не может творить чудес, какие Он творил, если Бог не будет с Ним.
Первосвященники, книжники и старейшины постыжены и вынуждены с позором отступить. То, что Христос совершает Своей мудростью, мы должны достигать добрым житием во Христе, «ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Петр. 2, 15). Господь показывает, что происходит с людьми, когда они лукаво уклоняются от истины и правды. Они могут до времени искусно расставлять свои хитросплетенные словесные сети, но в конце концов сами попадут в такое положение, когда им нечего будет сказать. Кто искренен в своих отношениях с Богом, у того будет мужество и смирение признать свое заблуждение, и Господь откроет ему Себя. А кто изворачивается, тот будет все больше и больше запутываться, и становиться рабом человекоубийцы от начала и отца лжи.
Протоиерей Александр Шаргунов