Пятница
Мк, 32 зач., 8, 1—10
Тогда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
Перед нами — повествование о втором чудесном умножении хлебов, завершающем общение Господа с язычниками в земле Тирской и Сидонской. За Господом следует множество народа. Простые люди часто отличаются большей честностью, а потому имеют и более истинной мудрости. С такими любит беседовать Христос, к таким Он ближе всего. Господь зовет всегда самых смиренных придти к Нему ради жизни и благодати.
Они находились при Нем три дня, и нечего им было есть. Пусть фарисеи никогда больше не говорят, что ученики Христовы не постятся. Им и в голову не приходит оставить Его, пока Он не отпустит народ. Подлинная ревность по истине не страшится никаких трудностей. И мы видим, какой любви и сострадания исполнен Господь к этим людям: «Жаль Мне их, — говорит Он. — Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге». Он знает, что «некоторые из них пришли издалека». Когда мы видим где-нибудь в Дивеево толпы людей, прибывших на праздник, для нас утешительно думать, что Христос знает, откуда все они прибыли, хотя мы не знаем. Христос ни за что не отпустит их домой ни с чем, потому что Он равным образом заботится о душе и о теле тех, кто не жалеет себя ради Него. Чудо совершается, когда все достигает предела. «Таков наш Владыка, — говорит святой Иоанн Златоуст, — Он часто попускает бедствиям достигнуть высшей степени, чтобы испытать верных и явить Свою силу». Чтобы научить нас приходить к Нему не ради хлеба, Он совершает чудо только тогда, когда все начинают изнемогать.
В доме Отца нашего избыточествуют хлебом. И не должны ничего бояться те, кто живет Христом. Хорошо тем, кто следует за Христом, держаться вместе. Овцы Христовы не должны отбиваться от стада, и Он напитает их всех. Только что Господь ответил на молитву женщины о крошках, падающих с трапезы господ — богоизбранного народа. А теперь Он Сам предлагает язычникам пир, сравнимый с тем, чем были утешены толпы иудеев на другом берегу этого озера.
Во время совершения первого чуда ученики спрашивают Господа, чем накормить обессиленный народ. А здесь инициатива исходит от Господа. Ученики, уже участвовавшие в первом чуде, не могут вообразить, что Господь может возобновить его ради язычников. То, что Он намеревается совершить, не вмещается в их сознание. Сколь бы ни велика была щедрость их Учителя, они не верят, что Он может до такой степени уравнять язычников и иудеев.
Однако то, как в Евангелии описывается это событие, показывает, что второе чудесное умножение хлебов есть прообраз Евхаристии, предназначенной для язычников — подобно тому, как первое — для иудеев. Народ ждет три дня, чтобы принять эту пищу, и эти три дня — напоминание о тайне Пасхи, которую всякий раз являет Евхаристия. То, как Господь благословляет хлебы: «Взяв семь хлебов, и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали», соответствует тому, что Он совершит на Тайной Вечери. Что касается количества хлебов — семи — и числа участников Божественной трапезы — четырех тысяч, — святые отцы говорят, что это не только реальность, но и символ. Семь — число дней творения, четыре — четыре стороны света, а также четыре реки, орошавших земной рай в начале творения: «Из Едема выходила река для орошения рая, а потом разделялась на четыре реки» (Быт. 2, 10). Но во всех случаях число четыре было символом всей земли. Совершая второй раз чудесное умножение хлебов, Господь как бы совершает литургию о спасении всего мира. Границы Израиля бесконечно раздвинулись. Всех людей зовет Господь к участию в Евхаристии — центральном таинстве жизни Церкви.
Протоиерей Александр Шаргунов