ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Пятница

Мф, 83 зач., 21, 12—14, 17—20

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Свят Господь наш, и там, где святыня, в храме Божием, Он с исключительной силой являет Свою власть. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме». Требуется очищение, прежде чем откроется торжество истины и правды.

Господь до этого уже изгонял торговцев из святилища, как свидетельствует Евангелие от Иоанна (Ин. 2, 14—15). Но продающие и покупающие, однажды изгнанные из храма, снова возвратятся в него. Поругание святыни заключалось в купле и продаже, и в обмене денег в храме. То, что само по себе имеет законное право на существование, когда оно совершается не вовремя и не на месте, может стать грехом. Здесь продавали жертвенных животных для удобства тех, кому легче было придти в храм с деньгами, нежели со своими животными, и здесь был обмен денег, за который тоже надо было платить мзду. Это могло бы сойти за внешнюю деятельность дома Божия, но Христос не позволяет такого. Много зла входит в Церковь через тех, кто думает, что «благочестие служит для прибытка» — то есть тех, кто мирскую выгоду ставит целью своего благочестия и употребляет его для этого (1Тим. 6, 5).

Христос выгнал их. Раньше Он делал это с помощью бича из веревок (Ин. 2, 15). Никогда Христос не давал нам примера мягкого отношения к тем, кто является препятствием для истинной веры. Когда речь заходит о чести Божией, Христос — воплощенная Любовь — не говорит торговцам в храме: «Не соизволите ли, мои дорогие друзья, вынести из храма ваши предметы торговли». Или еще в более современном стиле: «Не следует ли нам собраться всем вместе на богословскую конференцию и обсудить проблему, чтобы каждый мог выразить свое мнение и изыскать основания для постепенного удаления столов менял из храма?» Нет, Христос берет бич и ударяет. Бывают обстоятельства, когда Церковь должна ударить бичом.

Теперь Господь изгоняет их только гневным взглядом, одним повелительным словом. Святые отцы относят это очищение храма Господом к числу Его великих чудес. Ибо Господь показывает Свою державную власть над душами человеческими, над совестью их.

Он «опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Деньги были брошены Им на землю, в место, подходящее для них. «Написано», — говорит Господь, обращаясь к иудеям. Взор верующего человека должен быть обращен к слову Писания — в нем и в Предании Церкви следует нам обретать высшее правило веры, руководство к действию во всех обстоятельствах. «Дом мой домом молитвы наречется», — приводит Господь пророчество Исаии (Ис. 56, 7). Все, что совершается в храме, должно быть подчинено научению жизни по заповедям Божиим. Дом, где приносится жертва Богу, должен быть домом молитвы, она есть душа и содержание храма.

Господь показывает, сколь страшным может быть осквернение храма и искажение смысла его существования. «А вы сделали его вертепом разбойников». Места торговли часто оказываются вертепом разбойников — много обмана и преступлений бывает там, где купля и продажа. Но когда местом торговли становится храм, совершается наихудший разбой — поругание святыни. Если стоящие в храме, тем более служители Божии, более заняты своими земными заботами, чем слушанием слова Господня и мыслями о спасении, дом молитвы становится домом торговли. В атмосфере суеты и торговых сделок молитва невозможна. Но Бог никогда не оставит без наказания тех, кто сам без страха Божия приходит в храм и мешает другим поклоняться Ему.

Изгнав продающих и покупающих из храма, Господь позвал в него слепых и хромых. Насколько велика Его ревность о чести храма, настолько бесконечна Его милость к смиренно ищущим Его. Храм был осквернен, когда Его превратили в дом торговли, но он возвеличился, стал местом благодати и исцеления, поистине домом Божиим, когда вошли в него те, ради кого явился в мир Христос. Праведный гнев Господень всегда направлен на то, чтобы очищением от скверны святого места уготовать его для подлинно нуждающихся в Боге. Праведный гнев Христов невозможно отделить от целительной силы Его любви.

И далее мы слышим притчу о бесплодной смоковнице. Господь на пути Своем в Иерусалим, куда Он идет, чтобы принять страдания за нас, взалкал. Он воистину Человек, и Он приобщился всем немощам нашей природы, и всей нищете, которая только есть у людей. И Он истинный Бог наш, совершающий чудеса Своей Божественной силой. Завершая Свой земной путь, прежде чем подъять подвиг спасения рода человеческого, Он испытывает в конце этого трудного пути усталость и голод. И не находит ничего на земле, чтобы этот голод утолить. Мы понимаем, что за физическим голодом стоит бесконечно большее.

Бесплодная смоковница, на которой нет ничего, кроме листьев, — выражение предельного бесплодия всего творения, которое не может в этот час ничего предложить своему Творцу. Мир создан для человека, и все в нем совершается ради человека. И речь в этом событии, притче идет, конечно же, о человеке. В первую очередь о тех, от кого Господь вправе был ожидать плодов. Господь обличает внешнюю видимость веры. «Ты носишь имя, что ты жив, но ты мертв», — говорит сегодня, обращаясь ко многим, Господь.

Грех бесплодия по справедливости наказуется проклятием бесплодия. Да не будет от тебя плода вовек. Сколь радостным было первое благословение, данное человеку: «плодитесь и размножайтесь», столь печальным будет проклятие бесплодия для лицемерной веры. Те, кто лицемерно исповедует веру, засыхают, как проклятая Богом смоковница, обыкновенно еще в этом мире. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Лицемеры могут производить благоприятное впечатление на других в течение какого-то времени, но рано или поздно их притворство обнаруживается перед всеми.

Господь говорит о состоянии целого народа, избранного Богом Израиля. Этот богоизбранный народ был смоковницей, посаженной у дороги, по которой шел Христос Бог. И этот народ сильно огорчил Господа. Он пришел к нему, ожидая найти у него какой-то плод, но ничего не нашел, кроме листьев. Иерусалимский храм кипел широкой деятельностью, как мы знаем, но не было в нем жизни. Духовные вожди Израиля проповедовали об ожидании обетованного Мессии, но когда Мессия пришел, они не приняли Его и осудили Его на смерть. Потому Господь говорит, что у них не будет плода вовек.

Между прочим, святые отцы, исследователи истории Израиля, говорят, что на самом деле эта смоковница была такой огромной, что тень ее покрывала весь Иерусалимский храм. Но никогда ничего доброго не было у тех, кто отверг Христа. С неизбежностью они становились с течением истории все хуже и хуже. Слепота и ожесточение все более охватывали их.

И то, в каком состоянии сегодня находятся эти враги Христовы, так же хорошо нам известно. Как быстро засохла их смоковница после того, как они сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Сегодня Римский папа и наши неообновленцы кощунственно утверждают, что христианство и иудаизм разными путями идут к одной и той же цели, навстречу одному и тому же Мессии — Христу во Втором Его Пришествии. Но слово Божие, слово Спасителя нашего говорит о другом. Тайна отвержения Христа и тайна принятия антихриста — одна и та же «тайна беззакония».

Эта притча в действии — пророчество о Суде и призыв к молитве с верою. Слово Божие подчеркивает, какой урок веры следует нам извлечь из знамений приближающегося Суда.

Дух Божий проведет через все преграды. Потому ни при каких обстоятельствах ученики Христовы не должны стоять в растерянности. «Невозможное» по человеческому естеству совершится силой Господней. Но все, кто следует за Христом, должны быть способными воспринять дар, обретаемый ценой Его смерти. Молитва — не способ облегчить себе жизнь, но такое наше приобщение Кресту Христову, когда непереносимое становится переносимым, невероятное — вероятным, смерть — жизнью.

«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите». Но вера должна быть истинной, потому что много лжевер существует в мире. И много ложной духовности. Если вера истинная, будет и истинная молитва. И она должна быть глубоко личной верой каждого из нас. Как надо нам остерегаться, чтобы она не оказалась, как некогда у богоизбранного народа, пустотой внешнего благочестия, не имеющего плодов!

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X